Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Альфред Хичкок — человек, который слишком много знал о кино

Надежда ЗАВАРОВА, 26 сентября 2012

Студия «Юниверсал» объявила о выпуске фильмов Альфреда Хичкока в формате blu-ray. Эпохальный для любого киномана релиз состоится 25 сентября 2012 года. От соколиного глаза «Параллельного монтажа» не ускользнул тот факт, что в число 15 замечательных фильмов, вошедших в новую коллекцию, не попала ни одна картина, снятая стариной Хичем в Британии. Что ж, Голливуд всегда проявлял определённую долю безразличия к тем грёзам, которые появлялись на свет за пределами калифорнийской фабрики. А кинокадровская рубрика, напротив, открыта всему разнообразию мира кино. Поэтому новый выпуск «Параллельного монтажа» посвящён Альфреду Хичкоку и одному из лучших его фильмов британского периода — картине «Леди исчезает» (“Lady Vanishes”). В 1979 был снят ремейк хичкоковской классики с Сибилл Шеперд и Анджелой Лэнсбери в главных ролях, но далее речь пойдёт об оригинальной картине 1938 года. Это было славное время, когда голливудские студии, гонорары и звёзды были большими, но Хичкок ещё об этом не знал и спокойно снимал кино в Англии.

Американская работа — подарок для англичанина

Альфред Хичкок

В 1899 году уроженцу Франции — кинематографу исполнилось четыре года. Его любили, им интересовались и восхищались, в его развитие вкладывали большие деньги, но почти никто не стремился узнать его, кинематограф, по-настоящему. Все знали о нём, но не знали его. И вот 13 августа 1899 года в Лондоне родился Альфред Хичкок — человек, которого долгие годы будет связывать с кинематографом крепкая дружба. Ему предстояло узнать о кино всё и обучить своего французского друга тонкостям британского английского, а чуть позже — придать его произношению лёгкий американский акцент. Альфред Хичкок снял 55 художественных фильмов, 2 документальные картины, работал на телевидении. За свою долгую жизнь в кино он освоил многие кинопрофессии — от художника титров и помощника режиссёра до продюсера собственных картин.

Поначалу ничто не предвещало такой блистательной карьеры. Окончив колледж, Хичкок поступил в инженерно-навигационную школу, где изучал электричество, механику, акустику и навигацию. Устроившись на работу в телеграфную компанию «Хенли», он стал к девятнадцати годам контролером электролиний. На работе было известно, что в то же время Хичкок изучал искусство в Лондонском университете, поэтому его перевели в рекламный отдел, где он рисовал эскизы рекламы электрических кабелей. Это была своеобразная подготовка к будущей работе в кино, которое всё больше интересовало Хичкока: с 16 лет он регулярно читал специальные журналы о кинематографе.

Спустя некоторое время американская компания «Парамаунт феймос плейерз-Ласки» открыла в Лондоне свой филиал, и Хичкок поступил туда на работу в отдел титров, который вскоре и возглавил. Вместе со своими сотрудниками он трудился над изготовлением надписей к диалогам в немых фильмах и сопровождающих их картинок. Работая сценаристом, ассистентом режиссёра, художником, Хичкок постепенно превращался в кинематографиста, который хорошо разбирался в том, что делают все участники кинопроизводства.

Как украсть миллион зрительских сердец

Альфред Хичкок

Любовь к Великому Немому режиссёр пронёс через всю жизнь. Хичкок говорил: «Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало только одного звука, то с его введением мы лишились всех остальных достижений, завоеванных чистым кинематографом... Во множестве выпускаемых фильмов очень мало кино: они по большей части представляют собой то, что я называю "фотографией разговаривающих людей". Рассказывая историю на экране, к диалогу следует прибегать лишь тогда, когда без него никак не обойтись. Я всегда пытаюсь сначала представить истории средствами кино, через последовательность кадров, монтаж... Какими приёмами вы бы не пользовались, главная забота должна состоять в том, чтобы целиком овладеть вниманием публики».

Тонко ощущая, что в самой природе кинематографа заложена связь со зрителем, Хичкок довольно рано понял — не только сам фильм должен увлечь публику, «не отпускать» её до конца сеанса, но и работа над ним вовсе не заканчивается ни на съёмочной площадке, ни в монтажной. Широко известно, что Хичкок талантливо рекламировал свои фильмы, заставляя говорить о них и о себе, мастерски создавая внеэкранный образ картины и её автора. В умении преподнести себя публике ярко проявлялся его режиссёрский дар, и он добился своего: люди видели его таким, каким он хотел, чтобы его видели.

Альфред Хичкок

Зрители полюбили созданный им образ Альфреда Хичкока и с нетерпением ждали встречи с ним. Характерный, легко узнаваемый силуэт грузной фигуры, обманчиво сонный взгляд, невозмутимость... Немым свидетелем происходящего появляясь — на мгновение — в своих фильмах, Хичкок словно удостоверял их авторство и, приглашая зрителей в мир иллюзий, напоминал им о необходимости быть внимательными, чтобы в полной мере насладиться всеми радостями кино, заботливо приготовленными для них режиссёром: увлекательной историей, виртуозным монтажом, отточенным мастерством актёрской игры, операторским экспериментом, чистотой и логикой построения кадра.

Будучи личностью многогранной и колоритной, Хичкок обладал великолепным чувством юмора. Его незаурядная индивидуальность в равной степени проявлена как в его биографии, так и в его фильмах. Хич за словом в карман никогда не лез: «Я знаю отличное средство от боли в горле — перережьте глотку!»

В жизни режиссёра было немало примечательных событий. К таковым, безусловно, относится телеграмма знаменитого американского продюсера Дэвида О. Селзника, который предлагал Хичкоку приехать в Голливуд, чтобы снять картину о гибели «Титаника». Телеграмму эту Хичкок получил в разгар работы над фильмом «Леди исчезает». Постановка картины о «Титанике» так и не состоялась, но в Голливуд Хичкок всё же поехал.

Английский американец

Альфред Хичкок

Историки кино и критики обычно разделяют творчество Альфреда Хичкока на два периода — английский и американский. Действительно, режиссёр долго жил в Америке и снял там немало замечательных фильмов, что дало повод американцам считать Хичкока «своим»; но и его соотечественники, англичане, не спешат отказываться от своих прав на старину Хича.

Какой же стране на самом деле принадлежит режиссёр? Что ближе его сердцу — густой туман Британских островов или палящее калифорнийское солнце? Скорее всего, истина заключена в признании факта, что Альфред Хичкок родился англичанином, но всегда «работал американцем». Первые шаги в кинематографе он делал в филиале американской студии, где все сотрудники были американцами. Писать для кино он учился у американских сценаристов, внимательно наблюдал за работой американских актёров и монтажёров... И по вполне понятным причинам, когда первый фильм Хичкока, над которым он работал как сценарист и художник-декоратор, был отмечен одной из ведущих английских газет, заголовок статьи гласил: «Лучший американский фильм, сделанный в Англии». Хичкок был доволен этой характеристикой и считал её именно своей заслугой.

Но родиться англичанином — означает на всю жизнь сохранить некоторые особенности душевной структуры, свойственной твоим соотечественникам. Например, как и большинство англичан, Хичкок был ироничен и рассудителен. «Английское» в Хичкоке было неистребимо, и наиболее ярко это проявлялось в особенностях его юмора.

Многие киноведы считают, что именно во второй период, в Америке, Хичкок снял свои лучшие фильмы, а английский период называют лишь временем накопления опыта, поиска своего языка, стиля и т.п. Мне кажется, те, кто настаивают на подобном утверждении, подвержены стереотипным представлениям о том, что лишь с годами к человеку приходит опыт, что лишь долгая и упорная работа превращает его в мастера своего дела; в конце концов, что зрелость художника-творца неразрывно связана со зрелостью художника-человека, причём подразумевается именно возраст. Думаю, что невозможно предсказать, когда автор создаст шедевр, потому что главное — внутренняя готовность художника создать что-то, а возраст и профессиональная подготовка часто не самые главные и далеко не единственные составляющие этой внутренней готовности.

Альфред Хичкок

Хичкоку досталась счастливая судьба — он снял много замечательных фильмов. Когда он создавал «Головокружение», «Психо» и «Птиц», талант его был общепризнан, а сам он обладал непоколебимым авторитетом и пользовался всемирной славой. Быть может, склонность киноведов искать лучшие его работы именно в этом периоде в значительной степени объясняется этим признанием и популярностью режиссёра. В таком случае, следует говорить скорее о психологической, нежели профессиональной подоплёке подобных суждений.

Старая мысль о том, что, не будь английского периода, не было бы и американского, обретает новый оттенок, если всю творческую жизнь Хичкока рассматривать как непрерывную (строго говоря, даже не разделяемую на периоды, разве что условно-географически) цепь последовательных событий, которые происходили сообразно внутренней логике становления личности режиссёра.

Кажется очевидным, что в английский период Хичкок не только отрабатывал и шлифовал свои методы постановки фильма, искал оптимальные для него сюжетные линии, сценарные ходы и способы создания ярких персонажей, но и снимал фильмы, доведённые до совершенства с профессиональной и художественной точки зрения. И его предпоследняя английская работа — «Леди исчезает» — живое, зафиксированное на плёнке тому подтверждение.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/09/26/hitchcock.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ: Инь и Ян китайского кино


Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ: Инь и Ян китайского кино

Евгений КРЕМНЁВ

Многоликий китайский кинематограф, в разное время представавший то в образе сурового Брюса Ли, то несерьёзного Джеки Чана, своим сегодняшним обликом в немалой степени обязан «пятому поколению» китайских кинематографистов, сделавших всё возможное, чтобы мир мог взглянуть на китайское кино с самых разных ракурсов. И основная заслуга принадлежит «молочным братьям» этого самого поколения: Чжану Имоу и Чэню Кайгэ. Когда-то начинавшие вместе, но разошедшиеся в итоге в разные стороны, они стали своего рода «антиподами», отражающими всю противоречивость загадочной китайской культуры.


Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея


Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея

Надежда ЗАВАРОВА

Параллельный монтаж рассказывает о самой знаменитой Белоснежке в мире кино. Сегодня, когда очаровательному созданию Диснея исполняется 75 лет, зритель, возможно, не думает о совершенстве звука, ярких красках и о множестве технических и художественных находок, подаривших анимации полнометражную жизнь, полную приключений. Но сегодняшний зритель любит «Белоснежку» с той же искренностью, с какой любили диснеевскую красавицу её первые зрители.


Параллельный монтаж: спасибо дядюшке Оскару


Параллельный монтаж: спасибо дядюшке Оскару

Надежда ЗАВАРОВА

В одном можно быть уверенным точно: на 84-й церемонии вручения призов американской киноакадемии, как и на всех предыдущих, одни благодарственные речи будут искренними и спонтанными, другие — тщательно подготовленными и заученными. Вторых традиционно будет больше, но дядюшка Оскар снисходительно отнесётся ко всем словам, сказанным в его адрес: за долгие годы своего царствования в Голливуде он слышал и видел слишком много, чтобы его можно было чем-то удивить. Однако и на бульваре Сансет случаются неожиданности.


Судья Дредд: Отправьте маньяка


«Судья Дредд»:
Отправьте маньяка

Роман КОРНЕЕВ

Вполне современные городские джунгли утыкали шпалерами мега-зданий, населили постапокалиптическими бомжами и вполне современным криминальным отребьем. По-хорошему, вся фантастика тут — в названии и пулемёте с голосовым управлением. Окей, говорит нам Карл Урбан в каске, но без дурацких лосин, будем играть Сталлоне одной нижней челюстью. Рядом, как положено полицейским драмам, новичок, он же, как положено комиксам, блондинка-экстрасенс. Давайте устроим рок в этом захолустье. И понеслась. Отзывы: [10]


Патруль: Не грози Южному Централу


«Патруль»:
Не грози Южному Централу

Никита КОМАРОВ

Новое режиссёр действительно находит — но не столько в подаче материала, сколько в самом материале, который мог бы быть штампованным, если бы не воспринимался так свежо. Здесь стражи порядка — никакие не короли улиц, борющиеся с системой, не продажные циники и не искатели приключений, снаряжённые бесконечными патронами и остроумными уанлайнерами. Они самые обычные люди, садящиеся каждое утро в бело-синюю машину и выезжающие патрулировать выжженные улочки, никогда не будучи уверенными в том, что их там ждёт. Отзывы: [2]


Сериалы: ради лучшего в нас


Сериалы: ради лучшего в нас

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, Никита КОМАРОВ

В сентябрьском обзоре свежих сериалов мы расскажем о тех интересных проектах, которые были показаны прошедшим летом или по какой-то причине были пропущены нами чуть ранее, внезапно в них много ретро, политики и криминала. Причём новички в кои-то веки на голову обставляют проверенных тягловых лошадок многолетнего разлива, причём в жанре большой драмы, которая для лета вообще не очень типична.


Обитель зла 5: возмездие: Ретрибуция


Обитель зла 5: возмездие:
Ретрибуция

Роман КОРНЕЕВ

Пятое кино, целиком и полностью вписанное в самоцель поддержания франчайза, предпочло в итоге танцевать на месте. Никто никого не победил, половину всего, что было, теперь можно списать на наведённые воспоминания, даже генномодифицированная Элис под конец снова вошла в ту же воду. Никакого иного целеполагания, кроме «эта музыка будет вечной», у Андерсона, по факту, уже не осталось, он ограничивается постановкой бодрых сцен, расставленных по тайм-лайну в произвольном порядке. Отзывы: [25]


Особо опасны: Конопляные ковбои


«Особо опасны»:
Конопляные ковбои

Никита КОМАРОВ

Хронометраж в 135 минут, если заранее обратить на него внимание, настораживает ещё до входа в зал, и недаром. Стоун сразу же даёт понять, что ему мало сколь угодно крепкого, но простого триллера, но и сам не понимает, что материала для того, чтобы возвысить этот триллер до заметного уровня, у него нет — и в результате попытки наполнить эти 135 минут историей, драмой и напряжением все как одна сводятся на нет, вместо этого создавая впечатление, что рабочий сценарий так и не продвинулся дальше самого первого черновика. Отзывы: [4]


Саундтреки лета: «Мадагаскар 3», «Тёмный рыцарь 2» и другие


Саундтреки лета: «Мадагаскар 3», «Тёмный рыцарь 2» и другие

Александр ТВЕРСКОЙ, Роман КОРНЕЕВ

Хотя лето в этом году сложилось скорее в череду провалов, нежели разливалось океаном восторгов, тем не менее, при таком богатстве выбора, пусть порой чисто арифметическом, а не в смысле качества, мы сумели отыскать массу заметных звуковых дорожек, которые и предлагаем к рассмотрению любителям жанра кинематографической музыки. Нашлось тут место и мультфильмам, и комиксам, и римейкам, и сиквелам, и экранизациям.






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама