ММКФ 2014: между нашим и ненашимначало статьи » окончание
В этом году вместо соревнования в конкурсе Московский кинофестиваль обеспечил себе внутренний конфликт — на неприезд зарубежных звёзд было притянуто за уши 95-летие ВГИКа, обилие российских имён в конкурсе уравновешено с другого борта внезапным приближением к телу фестиваля российских программ, наконец в борьбе за зрительские и профессиональные награды схлестнулись нахальная Германика и академичный Тумаев, некогда первым вручивший ей первый её приз за первую её короткометражку. О чём неоднократно впоследствии успел пожалеть. Вот подобными противопоставлениями (нашего и ненашего, документального и художественного, плохого и хорошего) мы и завершим третью, заключительную часть наших фестивальных обзоров в этом году. «Свет моих очей» (“Gozumun Nuru”, Турция, Франция), 2013 С первых же секунд объявляя о себе гремящей за кадром «Рапсодией в голубых тонах» Гершвина, этот участник конкурсной программы выбивает твёрдую землю из-под ног заскучавшей было фестивальной публики. Сарачоглу, играющий самого себя (да даже не играющий — нам во многом представлено такое домашнее видео, просто то и дело разбавляемое новыми визуальными приёмами и находками), обращается напрямик, безо всяких извинений, фактически заставляя зрителей смотреть, но ощутимо лишая их какой угодно собственной инициативы. Некоторое время назад у молодого турецкого режиссёра и страстного кинолюбителя произошло отслоение сетчатки в правом глазу; теперь то же самое происходит в левом, и в течение сорока дней после спешно проведённой операции Сарачоглу пролежит на диване, лицом вниз, с широко закрытыми глазами. А для того, чтобы ему было легче, он, при содействии давнего товарища Куртулуша, снимет о себе кино. Оценивать столь личный фильм так или иначе тяжело, потому как он не допускает практически никакой зрительской отстранённости, однако сам его просмотр оказывается удивительно, по-честному увлекательным. Сарачоглу прекрасно осознаёт, что стоит на кону, но вместе с этим упорно отказывается терять по отношению к ситуации чувство юмора, и примерно так же чувствует себя и зритель. Пафос «Света моих очей» — не трагического, но отчаянного толка: режиссёр, он же центральная фигура, больше всего желает не потерять контроль над происходящим, и, неподвижно лёжа на диване, именно посредством фильма разбирается со своими раздражениями и страхами. (Камео небритого, презрительно настроенного кинокритика, готового разругать фильм, не посмотрев его, неминуемо вызвало у полного зала ММКФ восторженный хохот). Неотложный, необходимый акт кинематографической терапии и самоуспокоения, благодаря быстро налаженному взаимопониманию людей по разные стороны экрана, не отбрасывает в итоге ни малейшей тени самолюбия. Этот фильм действительно нужно было не только снять одним, но и увидеть — другим. «Косухи», 2013 Три героя оказываются в одном месте и в одно время как бы неслучайно — все трое в заглавных «косухах», все трое прячутся за бочкой с бензином от случайной пули, у всех троих день рождения. Но какая разница в судьбе! — восклицают авторы голосом мультгероя и пускаются в жизнеописание, постепенно доводя каждого из трёх героев до ключевой точки сюжета. Один бомбит заборы по задворкам Москвы-Сити с планом социального протеста под мышкой. Другой пишет сценарий, подвозя для этого Адабашьяна до общепита на мопеде. Третий мается от обилия прислуги, вроде как учится и ходит в качалку — его функция в фильме «сын олигарха». И за всеми троими ведётся слежка, почему и отчего — не поясняется. В идеале это мог получиться альманах про разные страты современного молодого поколения, с не очень ясным мессиджем, но вполне берущий разнообразием сюжетной канвы и вообще, у нас мало снимают про действительность, у нас всегда какие-то выдуманные сценарные извивы. Но в реальности все потенциальные плюсы фильма были убиты на корню отвратительно прописанными диалогами (смесь выспренности и топорности), а вся сценография, вполне богатая находками, безнадёжно погрязла в студенческой задаче «снимать богато, но задёшево». Автор как бы каждую секунду кричит в зал: смотрите, я вот так могу, и ещё вот так могу, а смотрите, где мы снимали, а смотрите, что у нас в кадре! Это утомляет ещё быстрее трескучих диалогов ни о чём. Ну и вообще многое в этом фильме производит ощущение случайности — случайно подобранные герои, случайные сюжетные повороты, притянутый за уши финал, к тому же снятый невозможно плохо. Геи, качки, папы, революционеры, топтуны, наркоманки, развратные служанки, музыканты, мотоциклы, кавказцы, всё это свалено в огромную кучу и… и даже не взорвано. «Роджер Иберт: Это и есть жизнь» (“Life Itself”, США), 2014 Съёмки фильма начались ещё в конце 2012 года, однако уход Иберта из жизни пятью месяцами позже — давно назревавший и при этом все равно неожиданный — неминуемо заставил Джеймса продолжать работу уже в одиночестве, параллельно сделав «Жизнь» полноправным памятником с соответствующей долей пафоса. И само собой, закономерно, что первым из представителей своей профессии такого памятника удостоился именно человек, принёсший кинокритическое мышление в массы (со всеми положительными и некоторыми отрицательными последствиями) в такой степени, в какой это не удавалось никому до него. По своему формату «Это и есть жизнь» немногим отличается от традиционной мейнстримной документалистики, в которой сочетаются говорящие головы, энергичные нарезки и неожиданные (для зрителя-неофита) повороты, а серьёзные куски непременно разбавляются анекдотами. Выделяться из общего потока фильм заставляет, прежде всего, сама фигура в его центре — Иберт в последние месяцы жизни, почти абсолютно сломленный физически, но до последних моментов сохранивший остроту и богатство ума. Смотреть на него без боли тяжело. Без немого восхищения — невозможно. Когда же фильм исследует прошлое (а этим он занимается на протяжении большей части хронометража), ему безмерно помогает тот факт, что он является, по сути, экранизацией одноимённой автобиографии своего предмета, в которой тот уже без обиняков высказал всё, что было высказать. Тем самым он уберёг и будущее кино Джеймса от подачи в виде одномерного доклада о жизни замечательных людей. Присутствие Иберта сквозь зачитываемые за кадром пассажи из его книги (а также показанные отрывки из его телешоу) столь велико, его харизма и уверенность в себе (при полном отсутствии высокомерия) проявлены столь открыто, что создаётся отчётливое ощущение, будто он сам здесь режиссёр и полноправный рассказчик. В финале, уже неподалёку от двухчасовой отметки, фильм всё-таки резко теряет свою прежнюю динамику, когда Джеймс, достигнув логического завершения, не желает отпускать и начинает вдаваться в откровенные отступления. На выручку вновь приходит сам Иберт, чьё послание про «увидимся в кино» оказывается не просто лучшим, но единственно возможным финалом. Он ушёл, но дело его живёт. 19 июня 2014 года в Москве в театре «Россия» состоялась торжественная церемония открытия 36 Московского международного кинофестиваля. Кинофорум открылся российско-американским документальным фильмом «Красная армия», снятым американским режиссёром Гейбом Польски о хоккеистах сборной СССР. Председателем жюри в этом году стал российский режиссёр Глеб Панфилов, ему же была вручена почётная награда за вклад в мировой кинематограф. Церемония открытия в целом прошла под знаком 95-летнего юбилея главного киновуза страны ВГИКа. Организаторов по традиции представлял президент фестиваля Никита Михалков. Предлагаем вашему вниманию фотоотчёт мероприятия. См. также: красная ковровая дорожка закрытия ММКФ-2014, фотоотчёт начало статьи » окончание
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/28/mmkf2014.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Обзор » ММКФ-2013: порно, водилы и коррупция Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|