Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Враг:

Враг: Приходите, тараканы, я вас чаем угощу

Надежда ЗАВАРОВА, 28 июня 2014
 
Поставьте фильму оценку!
Враг

«Враг» ("Enemy"), 2014
По роману Жозе Сарамаго
Режиссёр: Дени Вильнёв
Автор сценария: Хавьер Гуджон
Оператор: Николя Больдюк
Композитор: Дэнни Бенси, Сондер Юрриаанс
Продюсеры: М.А. Фаура, Нив Фичман, Люк Дери
В ролях: Джейк Гилленхааль, Мелани Лоран, Изабелла Росселлини, Сара Гадон и другие.

Казалось бы, причём здесь Чуковский? Речь же о триллере, о напряжённой атмосфере, о противоречивости человеческой натуры. У Вильнёва тоже есть «букашечки-милашечки»: на экране все их видят, но вне экрана о них молчат. Потому что первое правило кинематографических пауков — никогда не говори о кинематографических пауках. Вот и подписали члены съёмочной группы акт о неразглашении секретов беспозвоночных членистоногих — и правильно сделали: нечего рассказывать зрителям, что авторы имели в виду. Только начни объяснять и договоришься до рассказа о том, кто убил Лору Палмер и упал ли нолановский волчок. Пусть публика сама думает. Чем больше трактовок происходящего, тем с большим удовольствием и зрители, и кинематографисты однажды загадочно прошепчут: «Хаос — это нерасшифрованный порядок» или «Огонь, иди за мной».

И всё-таки причём тут Корней Иванович? Ведь какой бы ни была экранизация «Мухи-Цокотухи», её никогда не покажут на международном кинофестивале в Торонто. А вот «Врага» показали. И расспросили Джейка Гилленхааля и Дени Вильнёва об очередной совместной работе режиссёра с актёром, и в прессе фильм похвалили, а потом ещё и канадскими кинопризами наградили. Словом, встретили «Врага» весьма дружелюбно.

А тем временем, совершенно неожиданно у Чуковского обнаружился самый ёмкий синопсис «Врага»: «Вдруг какой-то старичок паучок нашу Муху в уголок поволок — хочет бедную убить, Цокотуху погубить!» Неужто Корней Иванович задолго до рождения Вильнёва взялся за промоушен «Врага» — вечной, как мир, истории о том, что страшнее тебя можешь быть только ты сам в новых обстоятельствах? Скрытые соблазны, человеческие слабости, ангелы и демоны, дружно распивающие то капуччино, то граппу за одним и тем же столиком нашей души — всё это так и просится на экран, желательно, в триллер, рассекающий волны подлинной человеческой драмы. Вариаций на заданную тему великое множество. Но, например, украсивший недавно наши экраны «Двойник» Ричарда Айоади гораздо больше встревожил зрителя, заставив публику задуматься о проблеме выбора и ответственности за него, о неизбежности расплаты и неотвратимости гибели, а ещё о том, что Джесси Айзенберг может сделать в кадре почти всё, что захочет.

Враг

И тут Джейку Гилленхаалю выпал шанс показать миру, что не Айзенбергом единым живы горбатые горы киномира. «Враг» — это и, правда, замечательное упражнение в актёрском мастерстве. Совершенно разные по характеру люди с абсолютно одинаковой внешностью — да за такое Мерил Стрип отдала бы одну из своих многочисленных номинаций на Оскар. И если весьма увлекательно наблюдать за тем, как Гилленхааль изыскивает пластические и интонационные решения для своих персонажей, а делает он это с изяществом и тонкостью истинного таланта, то вот следить за развитием истории в какой-то момент становится не то что скучно, а просто — не нужно, потому что история топчется на месте, порой лишь имитируя собственное развитие: зрителя ждёт то автомобильная авария, то эротическая сцена, то страшный сон героя. При этом вовсе не события заставляют зрителя окунуться в атмосферу триллера. Музыка Дэнни Бенси и Сондера Юрриаанса ежеминутно напоминает, что на экране — не комедия и даже не драма, а триллер, который мечтает стать хоррором, но в итоге не превращается даже в детектив, потому что смерть во «Враге» — не важнейшее событие в истории персонажей, а только часть выразительного визуального ряда. Это не итог истории, не сюжетный поворот, а кусочек смальты в операторской мозаике, затерявшийся где-то между торонтовскими башнями Абсолют и кадрами пустынного города.

Враг

Николя Больдюк с удовольствием наполняет кадр пространством зловеще безмолвного мегаполиса: приглушённые тона, кажется, ещё чуть-чуть и на экране воцарится сепия, но этого не происходит, потому что оператор лишь стремится вызвать у зрителя состояние тревожного предвкушения изобразительной развязки. Ведь его настоящая цель — не игра с цветом, а игра с ощущениями зрителя. И если музыка даже излишне тревожна, то тонкая операторская работа дарит зрителю замечательную возможность ощутить тревогу и страх, порождённые сдержанностью и покоем.

Легко ли будет зрителю дружить с «Врагом» — фильмом, снятым, но не поставленным режиссёром? В картине нет сценария, который был бы не сухой сюжетной выжимкой из книги-первоисточника, а материалом, вдохновляющим режиссёра. Может быть, у Чуковского нет Нобелевской премии, как у Жозе Сарамаго — литературного отца «Врага». Но в его «Мухе-Цокотухе» больше сюжетного драйва, динамики и авторского азарта, чем во «Враге» кинематографическом. И вновь кажется, что герои Чуковского обращаются к зрителям Дени Вильнёва: «Бабочка-красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье?»

Вот такое кино.

Враг

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/28/enemy.shtml
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
ММКФ 2014: кино народов мира


ММКФ 2014: кино народов мира

Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ

Продолжаем обозревать сильно локализованную в этом году версию Московского кинофеста. Как водится, лучший фильм уже показали в начале, причём ни в каком не в конкурсе, поэтому пытаемся постепенно выявить фаворитов из оставшихся фильмов, неспешно смотрим гостевую Российскую программу и первую из двух отечественных работ в конкурсе, а также присматриваемся к фестивальному кино из других стран в поисках прочих и, увы, не состоявшихся претендентов на главные награды.





"Исчезнувшая"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама