28 панфиловцевОтзывы: Оставить свой4Леопольд 20.11.2016, 16:00 #
Они сражались за Родину
Думаю, не будет спойлером сказать, что фильм "28 панфиловцев" снят по точно такому же сюжету, как и вполне легендарный советский "Они сражались за Родину". В том фильме, снятом старшим Бондарчуком в далеком 1974 г., показан некий стрелковый полк, который приходит в некую деревню, роет окопы и готовится встретить захватчиков. На наспех сооруженные с помощью саперной лопаты и такой-то матери укрепления обрушиваются снаряды и бомбы, потом надвигаются строем фронта немецкие танки, которых бойцы героически сжигают гранатами, бутылками с зажигательной смесью, ну и немного ещё из противотанкового ружья. Многие погибают, но враг остановлен. Эта история практически побуквенно воспроизведена и в фильме Шальопы. Наиболее заметное различие разве что в том, что в советском фильме действие происходит летом, а в российском - зимой.
Если сравнивать "панфиловцев" с советской классикой, они во многом будут смотреться выигрышнее. Поскольку фильм снимался с участием реконструкторов, то всё вооружение, униформа и пр. оказалось вполне аутентичным. Гимнастерки, ватники, шинели ровно на 41 год. У солдат достоверные винтовки Мосина и СВТ-40. Немецкие танки теперь правда выглядят как Pz.IV ранних образцов, а не халтурно загримированные под "тигров" Т-55 или что там раньше в этой роли снималось. Попадания снарядов не вызывают взрывов танков, а только останавливают их, причем бойцам требуется дополнительно расстреливать их из пушек или поджигать бутылками с коктейлем Молотова. ПТРД, из которого в фильме Бондарчука стрелял Василий Лопахин (герой Шукшина) теперь вовсе не выглядит таким уж супер-оружием, и бронебойщики палят из него много раз, не причиняя врагу видимого ущерба даже с близкой дистанции. Артиллерийский обстрел снят впечатляюще и, как мне кажется, гораздо достовернее, чем было возможно в 1970-х гг. Сцена с бойцами, балагурящими в сотрясаемом взрывами блиндаже (та самая, которая снималась на первые 3 народных миллиона), вообще заслуживает высоких похвал. Играющий роль Лопахина старшина выглядит вполне уместно, да и вообще бойцы показались мне живыми и достоверными. Хорошо показана многонациональность защитников Москвы ("Я вообще-то казах"), да и шутки над потомками мусульман заставляют улыбнуться. Юмор присутствовал и в советском фильме (кто помнит), и тут Шальопа пошёл по проторённой дорожке. Характеры героев показаны через бесконечные диалоги, причем, как по мне, вполне забавные. Затянутых пауз, всеобщего молчания и звенящей тишины авторы фильма старались избегать. В чем-то это пошло фильму во вред, где-то не хватает драматизма, но смотреть не скучно.
В рецензии Кинокадра справедливо отмечалось, что немцы показались туповатыми, и если брать этот отдельный фильм, не понять как дошедшими до разъезда Дубосеково. Красноармейцы и правда не мерзнут, не страдают от ран и стреляют как Соколиный глаз. А отступление немцев в конце фильма и вовсе противоречит исторической правде, согласно которой советская оборона была прорвана за несколько часов. Но Шальопа и Дружинин не зря же говорили, что снимают легенду "по мотивам", а не "всё как было". Легенда у них получилась. И я не уверен, что это плохо. Да, думаю, в реальности всё было не так, а ещё труднее и страшнее. Но за Родину мне при просмотре "28 панфиловцев" было не стыдно, и за Красную Армию - тоже. Причем как за показанные в кино события 1941 года, так и за наше время, в котором это кино было снято. Плевком в душу патриота и гражданина этот фильм о войне не является. От снятых за во много раз большие государственные деньги "Цитадели" и "Сталинграда" он отличается в гораздо лучшую сторону. Что касается отсутствия прилагательного "советский" и имени "Сталин" - помнится, в "Они сражались за Родину" 1974 года Сталин тоже как-то не особенно часто упоминался...
Комментарий Главвреда: Тут такой вопрос к аудитории - всего-то 42 года прошло с того фильма. Как в наше время вообще можно на полном серьёзе снимать как в семидесятые? Да ещё и этим сравнением довольствоваться. КАК?!
все трейлеры
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|