Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Хранитель времени

Оригинальное название: Hugo

Комментарии: Оставить свой



2shuala_levana 09.03.2012, 21:58 #
А если вдуматься, ведь...

В чем эстетика часов? Отлаженная магия шестеренок и пружин составляет механизм, позволящяющий отмерять то, чем человек в самом деле не владеет - время. А измерять - почти обладать тем, что ты не можешь даже видеть. Это невидимый прилив, уносящий все в далекий и огромный океан, неосязаемые джунгли, наступающие на город - или поезд, в котором ты не едешь, но который тянется мимо тебя, потягивая свои вагонные песни и ресторанные вагоны из непонятного А в неведомый Б.

Маленький сирота Хьюго-Юго-Гюго (выберете подходящее звучание самостоятельно) следит за часами на парижском вокзале (крупные планы механизмов обязательны). Сквозь циферблат наблюдая за весьма почтенной публикой. Несколько неловок момент со станционным испектором в духе невольного "Один дома" в антураже железной дороги - ах да, это всё-таки скорее детская сказка... Инспектор еще найдет свое счастье, но до того момента нужно досмотреть. Смотрим, ожидая уже нечто клокпанково-сказочное. Вот и магазин игрушек - чем не в мастерская чудес, столь любимая этим жанром?

Ан нет. Скорсезе вновь уходит в истрорию своего искусства - так искусно, как он это умеет. И хозяин магазина - вовсе не растрепанный безумный механик с бешеными глазами, а Жорж Мельес. Человек, когда-то превративший новомодную иллюзию реальности в абсолютную иллюзию нереального, выстреливший в глаз Луны ракетой и жонглирующий собственной головой - и все это в начале XX века, когда о компьютерных спецэффектах и речи быть не может (не приспосабливать же под них машину Бэббиджа!).

XIX век уже подготовил людей к тому, что картинка может быть живой, меняющейся во времени. В 1974 году на бульваре Капуцинок было первое свидание Парижа и импрессионизма. Один из импрессионистов, Клод Моне, тренирующийся в изображении цвета и света, рисует это место - несколько раз, при разном освещении, изображая движение дня и толпы. Почти через двадцать лет этот же бульвар примет другую толпу, идущую сквозь движущиеся картинки - то рабочие выходили из фабрики в одном из первых кинофильмов. Братья Люмьер устроили здесь свой первый киносеанс. Что это - новое искусство, или лишь только средство для развлечения публики - сразу понять не смогли. Как, впрочем, не могут и сейчас - но обеспеченный парижанин и увлеченный иллюзионист Жорж Мельес отдался кино почти с самого начала его существования. Отдался этому новому искусству иллюзии, не пытаясь изобразить ту реальность, которая окружала его (уже это тогда было ново и произвело бы недурное впечатление) - он создавал свой мир. Методом проб, ошибок и фантазии. Знал бы он, снимая свое подводное царство сквозь аквариум с живыми рыбками, что вода в скором времени окажется по ту скорону экрана, уже в качестве линзы - но пока о том, чтобы кино приходило в каждый дом, не может быть и речи.


А в этом фильме оно пришло. Не в каждый, но в один - в тот, который было нужно.


Чуть позже после той выставки Клод Моне напишет вокзал, и, говорят, начальник станции и машинисты шли емы навстречу, по-своему корректируя изображаемое в реальности - например, добавляя побольше пара.

И вновь мы вернулись к мальчику, живущему на вокзале, пускай другом, но от того не менее живописном. Мальчик подворовывает, в том числе в лавке "папы Жоржа" - его воспитанница (не знаю, существовала ли такая, но в фильме весьма мила) еще поставит Хьюго это в вину. А потом станет другом.

Мельес - уже продавец игрушек, лечащий свою израненую душу забвением прошлого. После сладостных лет успеха что-то пошло не так, и в 1914 году он действительно сжег все свои негативы - это факт. По крайней мере, он так сам считал.

Но заблуждался - и мы в этом сами можем убедиться.

И в фильме его весьма трогательно убедили в обратном. Концовка немного в духе "Игр разума" - всеобщее признание, овации, насколько оно соответвует реальности - другой вопрос.

На то и существует кинематограф - создавать иллюзии.

Автоматон Мельеса (механический человек, которого Хьюго в своих почти "маленькопринцевских" поисках избавления от одиночества самоотверженно чинил, еще не зная, чей он) отделен стеной от гостей. Механизм, подсвеченный лампой и уличным светом - когда-то он двигался и делал то, для чего он был создан. А сейчас - лишь остановившееся время застыло между его шестеренок.


Как бы то ни было, светлый фильм. Хоть развитие техники все меньше места оставляет для иллюзии как она есть. Даже здесь.

Отличный коммент голосуй Плохой коммент

все фильмы
все персоны

ежедневно
раз в неделю
      



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама