Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Выбор редакции: маст си

Эверест:

Эверест: Семь из семи

Роман КОРНЕЕВ, 23 сентября 2015
 
Поставьте фильму оценку!
Эверест

«Эверест» (“Everest”), 2015
Режиссёр: Бальтасар Кормакур
Сценарий: Уильям Николсон, Саймон Бофой
Оператор: Сальваторе Тотино
Композитор: Дарио Марианелли
Продюсеры: Тим Биван, Томас Тулл
В ролях: Джейсон Кларк, Эмили Уотсон, Сэм Уортингтон, Кира Найтли, Джош Бролин, Джейк Гилленхааль, Майкл Келли, Робин Райт и другие.

Май 1996 года, в Базовом лагере сущее столпотворение — сразу шесть экспедиций готовятся совершить восхождение на главную вершину мира — над ними навис почти достигающий 9 километров над уровнем моря склон Джомолунгмы,— плюс ещё столько же довольствуются более скромными задачами. В общей сложности с учётом местных помощников-шерпов в лагере проходят высокогорную акклиматизацию сотни людей.

Таковы результаты деятельности сразу нескольких компаний, за немалые деньги берущихся обеспечить клиентам безопасное, хотя и не гарантированное восхождение. Новозеландцы, американцы, японцы, индусы, русские. Опытные гиды, журналисты, операторы-документалисты, альпинисты с опытом покорения других восьмитысячников и просто богатые любители, в большинстве своём не имеющие даже шансов добраться до Четвёртого лагеря (главная причина критики коммерческих экспедиций на Эверест), после которых останутся горы мусора и штабеля разбросанных повсюду использованных жёлтых баллонов для кислорода. А также брошенные на склонах тела погибших — служащие скорее ориентиром, нежели предостережением.

Всего на вершине побывало уже более 4 тысяч человек, из них половина — по нескольку раз, каждый год к ним пытаются присоединиться ещё пять сотен альпинистов со всего света, при этом число погибших составляет «всего» 200, и в целом само восхождение уже не удел отчаянных одиночек, а массовый спорт, в котором особенно суровые парни идут наверх вовсе без кислорода (рекордсмены тут, разумеется, шерпы, некоторые делали это по десятку раз), поднимаются дважды за одну неделю, выбирают особо изощрённые маршруты и так далее, в том числе вершину покоряли 13-летние дети и 80-летние старики. В общем, туризм, хоть и довольно экстремальный.

Однако рано или поздно общая расслабленная безалаберность должна была сыграть с участниками этих экспедиций злую шутку, и это время наступило. Собственно, всего случаев массовой гибели людей на склонах Эвереста было два, и оба — по причине разыгравшейся стихии, один из них и описан в фильме Бальтасара Кормакура. Однако с самого начала режиссёра интересует не столько живописание борьбы со стихией в жанре фильма-катастрофы, сколько попытка разобраться, зачем люди вообще рискуют здоровьем и жизнью, чтобы просто потрогать пальцем камень на вершине.

Эверест

Впрочем, довольно быстро оказывается, что эти люди и сами не знают, зачем они истязают себя, в буквальном смысле медленно умирая от недостатка кислорода на высоте, больше подходящей для гражданской авиации, нежели для пребывания там человеческого организма. Даже «борьба с горой» на поверку оказывается для них не самым важным. По итогам долгого вступления выясняется, что главная борьба — с собственным эго, когда, несмотря на потраченные деньги, подготовку и немыслимые усилия нужно в какой-то сотне метров от вершины наступить на горло своей песне и повернуть назад, потому что самое сложное — это не подняться, а сохранить достаточно сил на обратный путь.

Эверест

Собственно, главный сюжет злополучного восхождения, в результате которого погибло два клиента и три гида, из которых двое были руководителями экспедиции (плюс ещё была отдельная история о гибели трёх участников индийской экспедиции и о решивших им не помогать японцах, её в фильм постановили не включать), оказался в том, что ошибка за ошибкой, сначала мелкие: необходимость спустить неподготовленного клиента, новая задержка с не провешенными верёвками, очередное столпотворение при подъёме одновременно 50 человек на Ступень Хиллари, а потом и роковые: решение не разворачивать отставшего и в итоге всё-таки побывавшего на вершине, но погибшего первым почтальона Дага Хансена — всё это, а не внезапная снежная буря, привело к трагедии.

Эверест

У Кормакура кино получилось вовсе не о самой горе (хотя видовая часть фильма хороша), а о том, как эта гора завораживает людей своей кажущейся и потому манящей доступностью (если такое можно вообще говорить о высочайшей вершине мира), не позволяя вовремя отступить, заставляя пренебрегать одним за другим тревожными звоночками, вынуждая проявлять гибельный героизм в тех случаях, когда «один лучше двух» — в смысле итогового количества жертв.

По сути, в итоге у этой истории всего два героя — дважды (в фильме — всего один раз) оставленный умирать полуслепой обмороженный герой Бролина, который сумел в итоге самостоятельно выйти к лагерю, и русский инструктор «Горного безумия» Анатолий Букреев, который в одиночку спас во время бурана троих, таская на себе для них кислород и чай, пока тот же Кракауэр спал у себя в палатке, а потом обвинял в трагедии того же Букреева и его коллег.

Эверест

Вот о разнице между Кракауэром и погибшими гидами — они вернулись за клиентами и в итоге погибли — и снят фильм, и подвиг Букреева здесь как бы лишний, он просто герой, который совершил поступок и по заслугам награждён. Но с тем же успехом он мог погибнуть там на склоне во время бурана, как погиб вернувшийся с Хансеном на вершину Холл, как погиб вернувшийся за Холлом и принёсший ему кислород Харрис, как ещё более глупо погиб на склоне Фишер, который вообще должен был не переоценивать собственные силы и развернуть группу у ещё подножия Ступени Хиллари, где повернула вниз тайваньская экспедиция, в которой никто не только не погиб, но даже не пострадал.

Эверест

Конечно, сам Кракауэр не отступил, он даже пришёл на вершину вторым после Букреева, он же первым начал спуск, успев в итоге пройти самые трудные участки до начала бури. Но он бы и не стал рисковать, если бы понял, что не успевает подняться до критического времени, и он же не стал в итоге помогать Букрееву спасать отставших, как, впрочем, поступили и шерпы.

В этом нет ничего дурного, в этом просто трезвый расчёт своих сил, слишком велики были шансы никого не спасти и самому погибнуть, и журналиста Кракауэра, автора одной из двух книг о том восхождении, никто ни в чём не обвиняет. Он всё сделал правильно. А два погибших гида и подвиг Букреева — сама необходимость совершать эти подвиги — это лишь банальный результат смертельных ошибок на этапе подготовки и выполнения самого восхождения, с которыми впоследствии пришлось бороться во время бурана, и по причине которых погибли в итоге японка и почтальон.

Эверест

При этом Кормакур не даёт особых оценок происходящему, предпочитая достаточно отстранённое наблюдение за гибнущими людьми, он лишь отмечает впоследствии фактологию, объявляя биографические данные и расставляя точки над «и». Там, где начинается героизм, там начинаются и жертвы, особенно если ты взялся именно что превратить преодоление опасности в вид коммерческого туризма. Вот и вся история.

Сама же буря в этом фильме — вовсе не один из главных персонажей, как это положено в жанре фильма-катастрофы, это лишь выразительный фон, концентрирующий опасность, однако большинство альпинистов погибает не из-за разгула стихий, у них просто не хватает сил на спуск, и они умирают там на склонах от недостатка кислорода и переохлаждения, навечно оставшись очередным ориентиром.

Эверест

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/09/23/everest.shtml
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА"




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама