Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

«Окно в Европу 2015»: лидер не обнаружен, лучшей стала Купченко

Оксана ГАВРЮШЕНКО, 15 августа 2015
Окно в Европу 2015

Жюри игрового конкурса «Осенние премьеры» XXIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» под руководством режиссёра Светланы Проскуриной не стало присуждать главный приз ни одному фильму конкурсной программы. Регламент фестиваля предполагает относительную свободу судейской команды, которая имеет возможность выделить кого-то из членов съёмочной группы и обойти саму кинокартину.

В итоге, Гран-при был вручён актрисе Ирине Купченко (главная роль в фильме «Училка» Алексея Петрухина) с формулировкой «за безупречное мастерство, за достоинство и честность». Передавая награду Ирине Петровне, глава жюри также говорила о «чувстве стыда» и вспоминала своего учителя Илью Авербаха с его знаковой картиной «Чужие письма», снятой 40 лет назад, где Ирина Купченко также сыграла учительницу. Доведённую однажды до взрыва ученицей, не ведающей о моральных заповедях, пригретой педагогом в трудную минуту в её же, учительском, доме.

Авербах работал в другой стране и снимал своё бескомпромиссное кино, веря в то, что человека нужно и должно воспитывать. Нужно ли воспитывать зрителя сегодня, не опоздали ли мы, и что делать с кинематографистами, не владеющими профессией, задавалась вопросами Светлана Проскурина на Открытом заседании жюри. Это важная традиция выборгского киносмотра — встреча в день закрытия феста, но до оглашения итогов.

Окно в Европу 2015

Блистательный спич Проскуриной касался не только программы этого года (отборщики делают что могут, но их возможности не безграничны), а состояния российского кино в целом. Председатель жюри справедливо ругала свой же, режиссёрский цех: «Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать. Герой два часа конструляется по экрану — у него депрессия», — говорила Проскурина, убедительно оперируя изобретённым ею глаголом.

Училка

И продолжала о явных, известных бедах российского кинематографа: «При этом режиссёр — сам автор сценария, сам монтажёр. Он не знает, что есть сценаристы, что есть художники, что музыку пишут композиторы, что монтаж делает монтажёр, что есть другие профессии в кино. Почему вы забываете о величии замысла и о диалоге? Почему вы сами с собой разговариваете? Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, чудовищно работают актёры. Какой прокат? Это горячечный сон!»

Её почти 20-минутный монолог стал важной отправной точкой для понимания и распределения призов этого года. Трудно было не отметить большую русскую актрису Купченко в роли учительницы истории в фильме, который во многом схож с пропагандистской агиткой. О том, что старшеклассники современные аморальны и беспринципны, а потомственная «училка» с сорокалетним стажем, может привлечь их внимание лишь под дулом пистолета, который не она принесла в класс.

Начавшись как психологический триллер, фильм распадается на множество новелл, которые Купченко, порой лишь одним своим присутствием в кадре, и пытается «склеивать». Здесь и безнравственные подростки, каждый из которых устроит самопрезентацию, и циничные беспредельщики с телевидения (как говорит героиня Алисы Гребенщиковой, корреспондентша, «мимо нас не пронесут»), и строгий, но справедливый капитан-омоновец в исполнении Андрея Мерзликина, который столько уже «добрых ментов» сыграл.

Училка

А главное, в «Училке» с её форматом за 2 часа — несколько финалов, включая последний, совершенно неправдоподобный. Потому что не могут герои, «дебилы и подонки», вдруг так волшебно преобразиться за один нетривиальный школьный урок, на котором много чего нелицеприятного услышано было. И начавшись как остросовременная драма, в финале картина Петрухина живописует нам «посиделки с гитарой у костра» а-ля привет шестидесятникам. И все друг с другом подружились, и конфликт исчерпан, и нет пресловутых разногласий у двух поколений, будто и не было.

Но зритель не замечает фальши, и потому неудивительно, что по «Выборгскому счёту» (традиционный конкурс, в котором итоги определяются путём голосования всех участников, гостей и зрителей фестиваля) фильм «Училка» занял I место. Актёрские имена (здесь ещё отличная как всегда Роза Хайруллина, удостоенная спецприза «за виртуозное владение жанром» в фильме «Норвег»), в доброй трети картины телерепортажная подача материала, к которой так привык в последнее время зритель, плюс пропагандистский напор делают своё дело. Финальный титр «Нашим учителям посвящается…» также вызывает у многих слезоточивый эффект. Как сказал поэт Вознесенский, «за попытку спасибо».

Норвег

Кстати, в Выборге вообще хватало посвящений, свидетельствующих о том, что с оригинальными идеями по-прежнему всё печально. В авантюрной комедии «Норвег» Алёны Званцовой (сценарий её же, идеальное зрительское кино в телеформате выходного дня) в финале мы увидели «Посвящается товарищу Сухову». «Норвег» занял II место в «Выборгском счете». Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, всё те же Андрей Мерзликин с Розой Хайруллиной, Дмитрий Марьянов и Северия Янушаускайте играют в «доброй комедии о современной России», показывающей зубы и порой обижающей бесправных мигрантов, но всё же не бросающей их в беде. И главный герой в исполнении Евгения Миронова, не ставший «норвегом» (не бросит он родину и родной, нелепый ералаш событий), есть такое воплощение сказочного национального характера. Пусть выдуманного, но такого приятного зрительскому сердцу.

Тема гастарбайтеров была одной из главных и в социальной драме Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада», где инспектор ФМС в исполнении удивительно похорошевшей Марии Машковой получает в напарники таджика (Джавахир Закиров). А у героини от рук «гастеров» погиб муж. Опытный сценарист и режиссёр, написавший эту историю, Юсуп Разыков, был удостоен Специального приза жюри, а Дарья Полторацкая (у неё дебют в полном метре, а за плечами с дюжину телефильмов) получила Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Гильдия, не сумев найти лучший фильм, свой приз решила не вручать вообще, ограничившись лишь дипломом.

Побег из Москвабада

Досадно, что Александр Прошкин, мэтр отечественного кино, в год своего юбилея представлявший два фильма («Райские кущи» на ММКФ, «Охрану» — в Выборге), не отмечен большим жюри. Между тем, в акварельной, по-настоящему доброй и трагикомической провинциальной истории (доброй без «милоты») о поисках счастья рыжеволосой Клавдией, заложен большой потенциал. Он и в сценарии Юрия Арабова (там вообще было о «непорочном зачатии»), и в убедительной игре прекрасной дебютантки, театральной актрисы из Сыктывкара, Марии Коровиной.

Прошкин вообще умеет открывать новые лица. Героиня работает в охране умирающего металлургического завода (там, как рассказывал Прошкин, многие женщины работают), живёт на плавучем дебаркадере вместе с отчимом-инвалидом (Виктор Сухоруков), мечтает о материнстве и любви, но в пустоши этой глубинки отчаянно не от кого забеременеть… Эту жажду любви и романтику, которой они переполнены, девушкам просто некому подарить, рассказывал режиссёр. А он знает ситуацию изнутри: два фильма Прошкин снимал в окрестностях Тулы, Углича и Мышкина, знает об этом заводе не понаслышке. Виды Волги, небо над рекой, прекрасные, яркие девчата (все из семёрки подружек хороши), и вот такое несовпадение желаемого и окружающего. Почему же не жить по-человечески? — задаётся вопросом режиссёр. И если хеппи-энд может примирить с действительностью, то это тот случай.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2015/08/15/vyborg.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама