Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Олдбой:

Олдбой: Старый американский мальчик

Никита КОМАРОВ, 30 ноября 2013
 
Поставьте фильму оценку!
Олдбой

«Олдбой» (“Oldboy”), 2013
По одноимённому фильму Чхан-Вук Парка
Режиссёр: Спайк Ли
Автор сценария: Марк Протосевич
Оператор: Шон Боббитт
Композитор: Роке Баньос
Продюсеры: Рой Ли, Спайк Ли, Марк Протосевич, Аврам Каплан
В ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Майкл Империоли, Сэмьюэл Л. Джексон и другие.

У голливудских римейков недавних зарубежных хитов традиционно имеется в рукаве несколько возможных оправданий своего существования. (Ну, помимо цинично-очевидного «срубить бабла на чужой идее»). Одно — это, полагаясь на возросший бюджет, звёздные лица и отсутствие пугающего текста внизу экрана, «донести историю до более широкого зрителя». Работает почти безотказно, исключением становится разве что какое-нибудь «Впусти меня», сюжет которого широкому зрителю чужд в принципе.

Второе регулярное оправдание — если сам оригинал уже на чём-то основан, заявить, что у нас, на самом-то деле, вовсе не римейк, а новая экранизация, непременно более верная первоисточнику. Работает время от времени — так, на принятие публикой того же «Впусти меня» этот аргумент не повлиял никак, зато «Девушка с татуировкой дракона» действительно выиграла от того, что оказалась ближе к оригинальному тексту, чем первый шведский фильм.

И наконец, третье и самое действенное — это не следовать оригиналу, а именно что им вдохновиться. Взять за основу костяк сюжета, а потом, перенеся его на американские реалии — адаптировать, выстроить вокруг него свою собственную историю и своих персонажей. Эталон такого римейка у нас тоже есть — это «Отступники», берущие своё начало там же, где и гонконгский оригинал, но быстро сворачивающие на территорию, уникальную для Скорсезе. И «Впусти меня», что забавно, сюда тоже подходит — там история, в корне почти не изменившись, вполне удачно прижилась в более тёплом климате американских восьмидесятых, и результат получился хоть и уступающий оригиналу, но главное — свой. Самобытный.

Что и приводит нас к «Олдбою», идея которого зародилась в продюсерском мозгу вскоре после того, как фильм Чхан-Вук Парка получил из рук восторженного Тарантино Гран-при Канн и триумфально прорвался за пределы родной земли. Съёмки римейка впервые были назначены ещё на 2005 год, в режиссёрском кресле какое-то время сидел Джастин Лин, ровно пять лет назад на проект пришли Спилберг и Уилл Смит (собиравшиеся как раз экранизировать оригинальную мангу, от которой фильм Парка разительно отличался), ровно четыре года назад они с него ушли. А летом 2011-го за штурвал встал Спайк Ли, которому после чудовищного провала «Чуда святой Анны» никто ни на что не желал давать каких-то реальных денег, если только этим чем-то не была голливудская версия лихорадочного корейского трагикомичного триллера о бессмысленности мести.

Олдбой

Позднее, уже ближе к выходу нового фильма, в сеть проникнут сообщения и заявления самих участников процесса о том, как Ли, вновь взявшись за большое кино, настолько вдохновился, что снял трёхчасовой фильм, музыку к которому попросил написать самого Майкла Наймана, но тут пришли продюсеры и связали режиссёру руки. Почерк Ли в итоговом результате действительно узнаётся буквально в единственном пятисекундном моменте, в остальном же мы вряд ли когда-то узнаем, что он изначально снимал и хотел выпускать. Мы можем лишь смотреть то, что показывают в кино, а это — самый настоящий, редкий в своей иллюстративности и целостности акт кинематографической кастрации.

Чем так впечатлил, да и продолжает впечатлять нового зрителя оригинальный «Олдбой»? Главным образом — своей стилистической безудержностью, напрямую вытекающей из сюжета: эту историю, со всеми её поворотами и деталями, имело смысл рассказывать именно так, как это делал Парк. Чтобы горящие глаза героев и Вивальди за кадром, чтобы бурные, неконтролируемые эмоции, воспалённые, как горло при ангине, чтобы снятое одним кадром противостояние молотка и 88 бешеных. Чтобы небанальный детектив встречался с чёрным юмором и в итоге обращался античной трагедией. Донести эту историю до «более широкого зрителя», не изменив её в корне, было невозможно, но голливудские продюсеры уверенно направились по пути саморазрушения, решив не менять основной сюжет, но при этом переселить его в тело бледного студийного триллера откуда-нибудь из девяностых.

Олдбой

Как он в этом теле приживается, можно догадаться. С самого начала фильм не позволяет себе ни шутить, ни вообще хоть как-то дерзить; он прямолинеен и смертельно серьёзен; в попытке привнести свои собственные детали он выделяет жирным вещи, которые в этом не нуждаются вовсе. Главный герой — безответственный алкоголик? Тогда он откажется прийти на день рождения дочери, назовёт жену сукой, будет пить на работе водку из пластикового стаканчика и провалит ужин с клиентом, пристав к его жене, и всё это — в первые десять минут хронометража.

В оригинальном фильме он сидел в заточении пятнадцать лет? Будет сидеть двадцать. Ему там чертовски тяжело? Подружим его с мышиной семьёй, которую для него тут же зажарят и принесут на блюдечке. Девушка, которую он встретит на свободе, проникается к нему симпатией и хочет помочь? Пусть тайком прочитает кипу его писем. Там, где оригинал не тратил времени зря и блестяще менял тона, римейк то и дело запутывается в скучном мелодраматизме. Всего лишь в одной сцене он вырывается и оживает — там, где персонаж Бролина небанально подходит к пытке персонажа Джексона. Единственный случай, когда воображение сценариста пошло фильму на пользу, а не наоборот.

Олдбой

Эмоциональная и психологическая глубина безнадёжно упущены и заменены суровой пустыней. Если фильм Парка находил своё сердце в смешных, трогательных и трагичных отношениях двух главных героев, то здесь Бролин и Олсен редуцированы, соответственно, до каменноликого Холмса и увлечённого щенка-Ватсона, и если раньше связующий их ключевой сюжетный поворот мог быть угадан до титров, но не был навязчив, то ныне о его приближении сигнализирует каждая вторая сцена. Зато для не смотревших оригинал до самого конца останется загадкой, к чему здесь трёхсекундный крупный план осьминога.

А к тому, что компромисс, с самого начала бессмысленный и губительный, односторонне заключённый между студией и зрителями — причём одновременно знакомыми и незнакомыми с первоисточником. Вам нужна экшн-сцена с молотком? Пожалуйста, только теперь это уже не демонстрация отчаяния и невероятной решительности главного героя, а просто экшн-сцена, совершенно, по сути, бесполезная. Вам нужен колоритный злодей-кукловод с собственным трагическим прошлым? Получайте прекрасного артиста Копли в образе мультяшной карикатуры, в способность которой спланировать и осуществить столь изощрённую месть верится примерно так же, как в то, что единственной видимой проблемой персонажа Бролина после 20 лет заточения будет его неспособность пользоваться гуглом.

Олдбой

Ну а самое худшее создатели приберегают на финал, бережно переносящий из одного фильма в другой тот самый финальный поворот, только чтобы минуту спустя спохватиться и по максимуму обезвредить его вернувшейся мелодрамой, нелепой как никогда. Как будто кто-то в последний момент возродил кодекс Хейса. Перед нами, в конечном счёте, пример абсолютного непонимания авторами римейка всего того, что делало оригинал ценным. Перед нами редкий римейк, категорически не способный хоть как-то себя оправдать — оригинальная манга здесь не упоминается даже в титрах, перенесённое содержание и чудовищно однообразная (если не сказать отсутствующая) форма не сочетаются никоим образом, и «более широкий» зритель разумно будет смотреть в другую сторону.

Только последнее, по большому счёту, и радует — после того, как этот «Олдбой» провалится в прокате, давно планируемые римейки других двух частей трилогии Парка сделают ещё один шаг навстречу небытию. По меньшей мере, это было бы логично — а именно финансовую логику Голливуд пока ещё понимает хорошо.

Любите кино.

Олдбой

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "КРИМИНАЛЬНОЕ"




5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.4%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.6%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама