Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Цель номер один:

Цель номер один: Если кто-то кое-где у нас порой

Роман КОРНЕЕВ, 23 февраля 2013
 
Поставьте фильму оценку!
Цель номер один

«Цель номер один» (“Zero Dark Thirty”), 2012
Основано на реальных событиях
Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
Сценарист: Марк Боул
Оператор: Крейг Фрейзер
Композитор: Александр Деспла
Продюсеры: Кэтрин Бигелоу, Марк Боул, Меган Эллисон
В ролях: Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Кайл Чендлер, Марк Стронг и другие.

После шумного оскаровского успеха (и скромнейшего проката) «Повелителя бури», Кэтрин Бигелоу по закону сиквела обязана была снять что-нибудь ещё, такое же военное, такое же напряжённое, только больше. Больше взрывов, больше вертолётов, больше суровых мужчин в хаки. Ну и больше денег, разумеется. Поэтому, когда следующим проектом могучей победительницы бывшего мужа и его синих человечков была объявлена история охоты за Усамой бин Ладеном, самым известным террористом всех времён, все знатоки тут же принялись потирать руки — ну теперь-то она даст триллерца, чтобы всё свернулось и развернулось.

И Кэтрин Бигелоу даёт, не рассусоливая. Напомнив всем собравшимся, что случилось в злополучных Башнях-близнецах лаконичной аудионарезкой под чёрный экран, женщина-режиссёр швыряет героиню Джессики Честейн в камеру пыток и приступает к расследованию в своеобычном стиле почти документального реализма. Катар, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия, тайные тюрьмы ЦРУ в Восточной Европе, военные лагеря наёмников на подконтрольной США территории, бесконечные кадры с камер беспилотников и допросы, допросы, допросы. Погодите, мы же с них и начинали?

Документальные истории вообще редко бывают кинематографичны, как бы того ни хотелось голливудским таксистам. Жизнь скучна и не вписывается в золотые стандарты американских киношкол. И история поисков знаменитого бородача — тому лишнее подтверждение.

Десять лет безуспешных поисков — не слишком богатый материал для триллера. Нервы на пределе в течение десяти лет? Так не бывает. Поэтому титры с номером года на экране всё тикают, а Джессика Честейн по-прежнему, ничуть не изменившись внешне, со всё тем же страдательным выражением на лице идёт по всё тому же коридору. Поимка очередного «номера три» Аль-Каеды, допрос, пусто. Поимка, допрос, пусто.

Цель номер один

То есть, по сути, в надуманном американском скандале «а чой-то Бигелоу оправдывает пытки, а?», который, по всей видимости, будет стоить ей Оскара, изначально содержится больше триллера, чем во всей этой многолетней эпопее. Это Финчер в своё время из неудачной охоты на Зодиака сделал поколенческую драму, живописуя на экране целую эпоху, Бигелоу себе таких задач не ставит, даже не пытаясь изобразить хотя бы быт несчастных цереушных агентов, вынужденных годами прозябать чёрт знает где безо всякого смысла. Поэтому в беспалевных оправданиях многозвёздных американских генералов от инфантерии жизнь есть, а в хождении по коридорам какая жизнь, так, скука смертная. Даже патентованный бигеловский взрыв в новом фильме замыливается общим ощущением тоски и скуки, начисто проигрывая ломовому саспенсу открывающей сцены «Повелителя бури».

Цель номер один

Поэтому, пока Обама не пришёл к власти и не прикрыл безобразие, Бигелоу и предпочитает отсиживаться в пыточных (особенно забавно наблюдать, как годы идут, а допрос одного и того же алькаедовца всё продолжается), безо всякого, впрочем, результата. Да и сами пытки, ввиду той самой основанности на реальных событиях, по факту проигрывают в смысле накала и драматургии придуманным историям вроде фильма «Немыслимое», да в общем даже и новомодному сериалу «Родина».

Противопоставление персонажей Джессики Честейн и Клер Дэйнс с самого начала напрашивается, причём не в пользу первой. Да, Дэйнс всё время отчаянно переигрывает, но у неё есть Саул и Броуди, чтобы оттенять и создавать конфликт. У Честейн по сценарию антагонист — бородатый призрак, которого даже с беспилотника не разглядеть. А это довольно хреновый партнёр по площадке.

Цель номер один

В итоге и без того излишне затянутая история, даже выходя на финишную прямую, нисколько не набирает в градусе. Честейн ничуть не изменившимся лицом бежит начальству и навроде Василия Иваныча объясняет там при помощи картошки и такой-то матери, что в злополучном доме есть дыра, а дыра — это нора, а нора — это кролик, а кролик — это отличная компания. Начальство от этого нахрапа дуреет и даёт приказ разнести эту халабуду вдребезги пополам.

Уф, выдыхаем мы, вообще-то изначально предполагавшие, что большая часть фильма всё-таки будет посвящена именно этой финальной спецоперации, и занимаем места поудобнее. Щас бравые наёмники в тактических бородах и на чОрных вертолётах (таких секретных, что учёным о них знать не положено) сковырнут эту террористическую коросту с лица земли, чтобы в конце утопить тело покойного в Красном море.

Цель номер один

Но градус фильма снова не поднимается ни на йоту. Нас развлекают вставными, но не относящимися к делу аттракционами с «падением чёрного ястреба», долго переругиваются в матюгальник с любопытными до потери последнего чувства самосохранения местными пакистанцами, кричат друг другу «проходчик!» и устраивают мини-аркаду «видишь Бин Ладена? а он есть!» Причём всё это, как и весь остальной фильм, минимум в полтора раза длиннее, чем следовало.

В итоге, когда все непричастные награждены, а все невиновные наказаны, фильм скорее вызывает недоумение, а было из-за чего огород городить? Где тут вообще какие-то заделы на «лучший фильм года» и уж тем более на «лучший оригинальный сценарий»? Что тут лучшего и оригинального, если всё это уже не раз было и было лучше?

Вот такое кино.

Комментарий Никиты Комарова:

Цель номер один

Навострившись на «Повелителе бури» во взгляде на злободневные сюжеты через призму документального реализма, Бигелоу и Боул стали идеальными людьми для того, чтобы первыми перенести на экран такую главу современной истории, как последовавшая за 11 сентября охота на Усаму бин Ладена. Пересказ ими этих событий настолько далёк от пафосного «патриотического блокбастера», насколько это вообще возможно — авторы не только беспощадно лишают кадр любого голливудского гламура, но фактически провоцируют зрителя, заставляя персонажей две трети хронометража отчаянно искать не самого Усаму, а его курьера.

Не делая никаких открытых суждений и заявлений, Бигелоу выступает здесь мастером молчаливой, хладнокровной демонстрации, после которой можно свободно делать выводы — так, мирный разговор Кларка и Честейн с заключённым после 20 минут пыток сквозь формально беспристрастный объектив выглядит почти извращённо, а минутное превращение истязателя в офисную крысу заставляет до конца фильма поглядывать на всех этих людей с мыслью, у кого из них могло быть аналогичное прошлое. Если же сделать шаг назад и бросить взгляд на общую картину, как на один из тех гигантских мониторов, то перед нами — одна большая демонстрация того, что именно собой представляют «современные военные действия». В случае охоты на бывшего террориста номер один — это десятилетняя сага заброшенных складов, пыльных офисов, серых кабинетов и выжженных солнцем улиц, как обстановки, в которой потрёпанные люди с усталыми глазами методично подбирают наводку за наводкой, раз за разом заходя в тупик, мучительно сдавливая внутри практически все эмоции и лишая себя всяких надежд на нормальную жизнь.

Цель номер один

И это не всё, ведь в конце концов, самым жестоким и трагичным образом, они не способны получить удовлетворение даже тогда, когда добились своей изначальной цели. Регулярно подходя к этому на протяжении первых двух часов фильма, в финальной сцене Честейн окончательно раздваивается и изображает не только Майю, но и Америку, и ни та, ни другая не чувствует триумфа. Обе они десять лет страдали от одержимости, закончившейся для первой осознанием того, что теперь в её жизни ровным счётом ничего и никого не осталось, а для второй — того, что 12 сентября, затянувшееся так надолго, не закончилось до сих пор, и теперь вряд ли закончится вообще. И потому ответом на вопрос «куда теперь?» только и могут быть слёзы доселе незнакомой, ужасающей неопределённости. Мёртвый бородатый человек в мешке смеётся последним.

Цель номер один

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Превью галереи кадров целиком
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
Девушка с татуировкой дракона: Мужчина и женщина


Девушка с татуировкой дракона:
Мужчина и женщина

Никита КОМАРОВ

Фильм остаётся живым и ни разу не сбивается с ритма благодаря актёрам, композиторам, монтажёрам, но в гораздо меньшей степени — режиссёру, который чем дальше, чем больше работает на автопилоте, и весь эффект от безупречно поставленной, сильнейшей сцены изнасилования каким-то образом просто растворяется в очередном затемнении. Финчер идеально подходил для этого материала, и его фильм — отлично снят и сыгран, но в конце концов все эти сцены так и не сходятся вместе. Отзывы: [21]


Шпион, выйди вон: Шпионский роман


Шпион, выйди вон:
Шпионский роман

Роман КОРНЕЕВ

C первого же кадра «Шпионом» можно любоваться, не отрываясь на детектив вовсе. Пиджаки, типажи, телефонные будки, звукоизолорованные комнаты посреди Цирка, полёты в Стамбул и обратно, странные учителя физкультуры, словно сбежавшие из мультсериала «Домашнее видео», бесконечные стеллажи с лежалым картоном, явочные квартиры, ничуть не изменившиеся со времён миссис Хадсон, спрятанные в люстру микрофоны, советские атташе, всё это так мило, что в этом всём тонет не только зритель, но и сам режиссёр. Отзывы: [4]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.4%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.6%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама