Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

«Аталанта» Жана Виго: Вечное возвращение

Надежда ЗАВАРОВА, 7 ноября 2012

Новый выпуск «Параллельного монтажа» посвящён замечательному фильму «Аталанта» Жана Виго. Он впервые появился на экранах в 1934 году, а 5 октября того же года его создатель и режиссёр умер от туберкулёза в возрасте 29 лет. Виго успел снять четыре картины — из них полнометражной была лишь «Аталанта», но и этого оказалось достаточно, чтобы навсегда остаться в истории и оказать огромное влияние на всю последующую жизнь кинематографа.

Жан Виго

Виго появился на свет 26 апреля 1905 года в Париже. Родиться в семье страстного анархиста, каким был отец Жана, означало часто быть предоставленным самому себе, порой учиться под вымышленным именем, скрываясь от гнева властей, и жить, опасаясь ареста родителей. Когда отец попал в тюрьму, трагедия уже была неизбежной: его задушили 13 августа 1917 года — имя его убийцы до сих пор неизвестно. Несмотря на суровое детство, Жан не потерял врождённой жизнерадостности и способности увлекаться чем-то новым и интересным. Юноша с удовольствием учился в Сорбонне, но наука не увлекала его так, как новое искусство — кино. Однажды Жану посчастливилось купить кинокамеру, и с этого дня он уже с ней не расставался: работал помощником оператора, потом занялся режиссурой.

Фильмы Жана появлялись с завидной регулярностью: «По поводу Ниццы» (1930), «Тарис, или плавание» (1931), «Ноль по поведению» (1933). Ни один из них не имел коммерческого успеха или одобрения критики. Фильмы Виго были слишком кинематографичны для своего времени, режиссёр с лёгкостью создавал язык кино, но большинство его современников не умели говорить на этом языке и поэтому просто не могли понять автора. На съёмках «Аталанты» Жан уже был серьёзно болен, но ни болезнь, ни проблемы с деньгами не помешали Виго создать один из лучших фильмов в истории французского и мирового кино.

Французское кино обладает одной особенностью: в нём всегда происходит нечто такое, что играет важную роль в развитии всего мирового кино и впоследствии становится частью его «золотого фонда»; во Франции выдающиеся фильмы и по-настоящему талантливые люди, приходящие работать в кино, появляются с завидным для кинематографий других стран постоянством. По крайней мере, можно смело утверждать, что так было вплоть до начала восьмидесятых годов двадцатого столетия.

Аталанта

И «Аталанта», о которой пойдёт речь далее, во многом определила судьбу как французского, так и всего мирового кино, повлияла на всех, кому довелось посмотреть картину, хотя в день премьеры ничего не предвещало такого развития событий. Премьера состоялась 14 сентября 1934 года в кинотеатре «Колизей».

Правда, тогда фильм вышел на экран под другим названием «Шаланда плывёт» и в сокращённом варианте. «Аталанте» была уготована необычная судьба: любой фильм спорит лишь со Временем о том, стоит ли ему остаться в истории кино (в этом споре главный аргумент Времени — вечность: фильму обычно нечего ей противопоставить). Но «Аталанте» пришлось вступить в борьбу не со Временем — с людьми. И это гораздо страшнее, потому что Время бесстрастно, а люди безжалостны. Фильм беззащитен перед продюсерами и прокатчиками, рвущимися к монтажному столу и жаждущими своими купюрами улучшить картину; кинокритиками, которые пишут всегда столь же убедительно и аргументированно, сколь и субъективно; зрителями, освистывающими фильм, который им не нравится, который они не понимают.

Жан Кокто — поэт в прозе, кинорежиссёр в поэзии и за объективом кинокамеры — в своём эссе «Петух и Арлекин» писал: «Когда произведение кажется опередившим свой век, это значит, что век запоздал». В случае с «Аталантой» век сильно запаздывал и чуть не поплатился за это жизнью замечательного фильма. Только в начале девяностых годов ХХ века картина была восстановлена. Спустя 60 лет после своего создания «Аталанта» впервые предстала перед зрителями в полном (насколько это было возможно при скрупулёзном, но, к сожалению, несколько запоздавшем монтаже) варианте — почти такой, какой её создал Жан Виго.

«И корабль плывёт»

Аталанта

Жан Виго умер молодым, но успел снять свой фильм, а это уже немало. Опять вспоминаются слова Жана Кокто: «Важно не всплывать легко, а тяжело исчезать, распространяя лёгкую зыбь». Это высказывание в полной мере можно отнести к Виго, потому что зыбь, распространённая его «Аталантой», которая до сих пор плывёт по бурным водам кинематографа, так сильна, что не даёт исчезнуть ни режиссёру, ни его барже. Зыбь превращается в волны, порой заливающие палубы всех кораблей-фильмов, идущих следом.

Смерть Жана Виго, невозможность его новых режиссёрских работ, наряду с явной недооценкой его произведений в некотором роде облегчила жизнь тех, кто занимался киноведением, критикой, теорией и историей искусства вообще, потому что позволила на долгие годы отложить осмысление его фильмов, а, например, в случае с «Аталантой» — и просмотр их. Уход Жана Виго тогда не мог восприниматься для кино ударом, потому что мало кто знал — как следует расценивать его появление.

Аталанта

Французский кинематограф, особенно в 30-40е годы прошлого века обладал удивительным «запасом прочности»: прекрасные фильмы, талантливые режиссёры, яркие сценаристы, замечательные операторы, великолепные актёры, просто художники и поэты — те, о ком Жан Кокто говорил: «Через сто лет все братаются. Но сначала надо много сражаться, чтобы завоевать себе место в раю созидателей» — и кто, казалось, не был непосредственно связан с кино, но самим своим существованием оказывал на него сильное влияние. В искусстве Франции той эпохи было столько жизни, таланта и силы, что любой удар по миру искусства, который во всякой иной стране стал бы смертельным, во Франции оказался почти незамеченным. Вспоминаются две древнеримские поговорки: «времена меняются — и мы меняемся вместе с ними» и «жизнь коротка — искусство вечно». Времена, конечно, меняются — «Аталанта» остаётся.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/11/07/atalanta.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Альфред Хичкок — человек, который слишком много знал о кино


Альфред Хичкок — человек, который слишком много знал о кино

Надежда ЗАВАРОВА

Голливуд всегда проявлял определённую долю безразличия к тем грёзам, которые появлялись на свет за пределами калифорнийской фабрики. А кинокадровская рубрика, напротив, открыта всему разнообразию мира кино. Поэтому новый выпуск «Параллельного монтажа» посвящён Альфреду Хичкоку и одному из лучших его фильмов британского периода — картине «Леди исчезает» 1938 года. Это было славное время, когда голливудские студии, гонорары и звёзды были большими, но Хичкок ещё об этом не знал и спокойно снимал кино в Англии.


Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ: Инь и Ян китайского кино


Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ: Инь и Ян китайского кино

Евгений КРЕМНЁВ

Многоликий китайский кинематограф, в разное время представавший то в образе сурового Брюса Ли, то несерьёзного Джеки Чана, своим сегодняшним обликом в немалой степени обязан «пятому поколению» китайских кинематографистов, сделавших всё возможное, чтобы мир мог взглянуть на китайское кино с самых разных ракурсов. И основная заслуга принадлежит «молочным братьям» этого самого поколения: Чжану Имоу и Чэню Кайгэ. Когда-то начинавшие вместе, но разошедшиеся в итоге в разные стороны, они стали своего рода «антиподами», отражающими всю противоречивость загадочной китайской культуры.


Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея


Параллельный монтаж: Белоснежка и семь гномов, любимая сказка Диснея

Надежда ЗАВАРОВА

Параллельный монтаж рассказывает о самой знаменитой Белоснежке в мире кино. Сегодня, когда очаровательному созданию Диснея исполняется 75 лет, зритель, возможно, не думает о совершенстве звука, ярких красках и о множестве технических и художественных находок, подаривших анимации полнометражную жизнь, полную приключений. Но сегодняшний зритель любит «Белоснежку» с той же искренностью, с какой любили диснеевскую красавицу её первые зрители.


Премьеры ноября: «Облачный атлас», «Сумерки 4 часть 2», «Бригада. Наследник»


Премьеры ноября: «Облачный атлас», «Сумерки 4 часть 2», «Бригада. Наследник»

Роман КОРНЕЕВ

Ноябрь традиционно завершает кинопрокатный год, в декабре нас уже ждут новогодние блокбастеры и прочие радости нового сезона, пока же заокеанские киноделы соревнуются с нашими, пользуясь последним шансом собрать что-нибудь заметное на излёте не слишком богатой на сборы осени. Ко всему прочему, ноябрь в этом году чисто календарно собрал пять полноценных уикендов плюс один лишний выходной, что арифметически повышает виды на общие сборы. Посмотрим, кто претендует в этом году на наше зрительское внимание.

Отзывы: [2]


Сайлент Хилл 2: Другая крайность


«Сайлент Хилл 2»:
Другая крайность

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

По ходу трип сопровождается музыкой Ямаоки, розовые кролики высовываются из каждого угла, медсёстры активно режут особо шумливых и замирают в неестественных позах — аж ножки актрис-манекенов дрожат, мелькает знакомая символика, таблички, понятия, и туман такой густой да живой, и Пирамидоголовый уже не совсем пустой спецэффект, как в первой части. А последние минуты фильма так и вовсе концентрируют какое-то удивительное количество отсылок ещё на другие игры серии — специально для тру-знатоков. Отзывы: [7]


Астерикс и Обеликс в Британии: Галльские скоморохи


Астерикс и Обеликс в Британии:
Галльские скоморохи

Надежда ЗАВАРОВА

Есть ли будущее у франшизы? Конечно! Ведь ещё столько путешествий во времени могут совершить неутомимые галлы-собачники. Как показывает практика, в этой истории заменить можно любого, хоть Цезаря, хоть Обеликса, хоть собачку — всех, вскроме старины Жерара. А мсье Д., подобно герою старого анекдота, знает толк в извращениях: в ближайшие годы он не намерен отказываться от ролей: ему всегда будут нужны деньги на ремонт мотоцикла и новые виноградники. Отзывы: [7]


007: Координаты Скайфолл: Водка-мартини


007: Координаты Скайфолл:
Водка-мартини

Роман КОРНЕЕВ

Главная претензия к кину даже не в сценарном бардаке, у какого Бонда его не было, и не в отсутствии внятной мотивации у большинства персонажей, переживём, а в излишней затянутости. Кино так отчётливо любуется самим собой, что все усмешки Мендеса, подмигивания Дикинса и глазки Крейга вязнут в хронометраже, как в болоте. Зачем такая длинная вступиловка? Почему бывший агент так долго идёт по коридору? Сколько ещё лет нам будут показывать отжимания Крейга? Лучше бы он утонул в том водопаде, ей-бога. Отзывы: [24]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама