Облачный атлас:Облачный атлас: Универсум«Облачный атлас» (“Cloud Atlas”), 2012 Бывают такие киносезоны, когда впору окончательно разувериться в кинематографе как виде искусства. Немудрено впасть в уныние, если тебя весь год потчуют посредственными сиквелами бесконечных кинокомиксов, а самые ожидаемые премьеры на поверку оказываются как минимум спорными, а как максимум провальными. Два-три случайно заглянувших в наши веси независимых проекта да фестивальное кино — слишком узкая отдушина для современного киномана, нуждающегося не только в предлоге для гурманских умствований, но и в поводе сходить в большой зал для получения удовольствия в полной мере, от масштаба замысла до тонкостей технической реализации. Современное арт-кино во многом — плод внутреннего монолога зрителя, режиссёры лишь стараются дать отправную точку для такого монолога, это всегда скорее мастер-класс повара-новатора, приглашающего гостей принять участие в приготовлении вкуснятинки, причём блюдо изначально задумано на любителя, питаться таким каждый день не получится. Тяжело живётся нашему брату киноману, когда в перерывах между от куизин приходится перебиваться студийными гамбургерами толщиной с газету или, что ещё хуже, телевизионной шавермой из котят. До чего оголодали мы за последние годы, уже и шаверма имени тов. Соркина начинает казаться чем-то запредельно сытным и приятным на вкус. Вот до чего довели нас господа, снимающие для больших студий. Кажется уже, что нельзя ждать от масштабного блокбастера чего-то вменяемого, хоть с экивоками, хоть с расшаркиваниями. И тут, чем и чудесно кино, из-за леса из-за гор пред всеобщие очи выходят братья-сёстры Вачовские, а с ними столь же опальный у всяких мышиных империй Том Тыквер, и достают из мешка неведому зверушку, стомиллионный блокбастер, наскребённый по сусекам разномастных инвесторов, оглоушивая всю честную публику длиннющим промо-роликом. Там было всё — мистика, приключения, любовь, юмор, киберпанк, звёзды, спецэффекты, операторские красоты, драйв и лирика — как будто целый Голливуд утрамбовали в одну тару, дабы уж ошеломить так ошеломить. Это был такой калейдоскоп удовольствий, что было вообще непонятно, как такое разнообразие жанров и форм может вообще уложиться в рамках одного фильма. И впервые вышедшие так нахально на сцену Вачовски (особенно с тех пор как Ларри стал Ланой, публику бывшие братья своим появлением радовали исчезающе редко) плюс не менее взбудораженный Тыквер поспешили объясниться. Череда подробнейших интервью с непременным голодным сверканием в глазах заполонила интернет. Калейдоскопичность ролика не была случайной, нам был представлен фильм-паззл, головоломка, в которой каждый актёр играет с полдюжины ролей, причём половина главные, а различные времена, истории и жанры, переплетаясь, создают своеобразный взаимозависимый универсум, где всё является инкарнацией всего, а сюжеты не переходят друг в друга от сцены к сцене, а являются по сути единственным глобальным сюжетом. Попытки снять подобные фильмы-обобщения предпринимались за последние годы неоднократно, в том числе в масштабе студийного кинематографа, но даже Финчер со своим «Бенджамином Баттоном» и Малик с «Древом жизни» во многом заигрались с тяжеловесностью и глубокомыслием, лишая себя и зрителя воздуха сюжетной свободы, сваливаясь в банальность и погрязая в операторских красотах. В итоге оба раза фильмы почти целиком состоят из авторского пафоса, преисполненного собственного величия. Смотрите, говорили великие режиссёры, как я могу, а ещё так, а ещё вот так! Грандиозность обобщения была призвана не приобщить, а подавить зрителя. Да кто такой зритель? Обычный свидетель чужого Величия с заднего ряда среднестатистического многозальника, куда ему понять масштаб подобного полотна! В общем, зритель даже и вёлся. Но осадочек всё равно остался, несмотря на мантры высоколобых заокеанских кинокритиков, знающих много длинных прилагательных. И начинало уже казаться, что ничего более другого тут нам уже не будет, и что масштаб замысла не может не подавлять. Неужели и трио режиссёров «Облачного атласа» произведёт на свет нечто столь же самоуверенное, сколь и неподъёмное? А то бывают случаи, когда чувство собственного величия погребает самого автора, как это недавно случилось с Крисом Ноланом. Вот будут вам два с половиной часа пихать пафосные диалоги с каменными мордами лица, узнаете, почём фунт киноманского изюма! Вачовски-Тыквер развенчали оба довлеющих над ними предположения ещё до появления на экране титра с названием фильма. Лёгкое, прозрачное, стремительное повествование обрушивается на зрителя и уносит его своим потоком в сторону неизвестного, непознанного, волшебного. Зритель одновременно отправляется в плавание, бредёт по джунглям, пишет сценарий, бежит из рабства, начинает расследование, ищет композиторской славы, связывается с киберподпольем, попадает в дом престарелых, спасается от убийцы, плетёт заговор, мечется в лихорадке, отправляется на эшафот, отправляет сигнал к звёздам, живёт на руинах цивилизации, несёт её свет тёмному племени, порой не считает себя даже человеком, а лишь куклой из пробирки, созданной для утех Чистокровных. Этот водоворот продолжается без пауз и остановок, нимало не загромождаясь и становясь всё более прозрачным с каждой монтажной склейкой, с каждым новым эпизодом. И постепенно персонажи с теми же лицами действительно начинают жить какой-то общей мета-жизнью в единой многомерной квази-реальности, в которую попадает и зритель. Он бежит, спит, стреляет, музицирует, занимается любовью, падает в пропасть, продаёт и снова зарабатывает право на свою душу, вновь и вновь встречается с теми же людьми и нелюдями в новых временах и обстоятельствах, перемещаясь из ситуаций комичных в трагедию и обратно скатываясь в фарс. Вачовски и Тыквер не дают жизни на экране замереть и загромоздиться ни на секунду, перемежая бытовые и фэнтэзийные, приземлённые и возвышенные, драматичные и легковесные образы, ситуации, пространства и смыслы. Там, где Финчер и Малик вытягивают из пустоты и банальности свою бесконечную паутину Шарлотты, Вачовски и Тыквер проживают вместе со своими многочисленными персонажами лишь главное в их жизни, выкристаллизовывая тем самым при помощи искусства комфортного монтажа саму душу оживлённого ими мира. Мира тоже не слишком глубокого в каждом отдельном пункте, право, книжка Дэвида Митчелла — это самая слабая сторона этого проекта, но то, как уложены, увязаны, сбалансированы друг другом эти в общем-то не очень изобретательные кирпичики, делает всё бесконечное взаимопроникающее течение времён и событий чем-то настолько большим, что отдельные банальности и неувязки прощаешь так же быстро и легко, как быстро и легко переходит история пастуха в историю детектива, а история куклы в историю композитора. Одно мгновение, и ты уже несёшься дальше, дальше, дальше, к далёким мирам, где покинутая Земля будет светить лишь слабой звёздочкой на небе. Именно таким могла бы стать идеальная экранизация одного из главных фантастических романов-эпопей — первой дилогии цикла «Песни Гипериона» Дэна Симмонса, и параллели между сюжетами «Атласа» и «Гипериона» невольно выстраиваются ещё во время просмотра. Легенда о Сири и история молодеющей девушки-археолога (тут снова сравнение, но уже с «Баттоном» и тоже не в пользу последнего), Шрайк-Уивинг и кибер-детектив про убийство иск-ина, слишком много совпадений, чтобы они не начинали бросаться в глаза. Только там, где у Митчелла — параллельные времена, у Симмонса — виртуальные пространства и соединённые порталами сотни миров, живущие, к слову, в похожем «океане всеобщей памяти». Остаётся надеяться, что обещанный, но уже 4 года как не приступающий к съёмкам проект «Ворнеров» всё-таки будет реализован, и даст нам повод сравнить, другое дело, что с таким предшественником режиссёру Скотту Дерриксону и сценаристу Брэдли Куперу (именно они сейчас вроде как ответственны за проект) придётся серьёзно постараться, чтобы удержать, а то и приподнять планку, установленную Вачовскими и Тыквером. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/11/03/cloudatlas.shtml
Лучшие отзывы | Оставить отзыв
элви
Фильм порадовал даже больше, чем я могла ожидать. Три часа пролетели как мгновение. Приятно, что к интеллектуальной основе прилагается такой шикарный видеоряд. И вообще, каждый жест, цвет, звук – все продумано. В компьютерной графики нет нереалистичности свойственной той же «Матрице», даже в сценах будущего... далее Небесные истории
В середине 19 века американский нотариус (Джим Бриджесс), подхвативший на чужой земле смертельную хворь, возвращается на корабле домой. В 1931 г. молодой композитор (Бен Уишоу) устраивается прислуживать старому сварливому маэстро и попутно сам работает над созданием гениального произведения. В 1972 г... далее Ррррррррррррр!! - к предыдущим комментам.
Ну при чём тут гомосятина-то?
Смотрела первые эпизоды - и такая зрительская радость наполняла: наконец-то история, в которой невозможно угадать, что нас ждёт следующие двадцать минут. Очень точно написал Роман, что зритель одновременно пишет музыку... далее Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ФЭНТЭЗИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|