Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Параллельный монтаж: Билли Уайлдер

или Нетрудно быть Богом

Надежда ЗАВАРОВА, 5 июля 2011

«Я бы хотел верить в Бога, чтобы поблагодарить его, но я верю только в Билли Уайлдера, так что спасибо Вам, мистер Уайлдер!» Такой была благодарственная речь Фернандо Труэба, когда в 1994 ему вручили «Оскар» за лучший иностранный фильм. Картина называлась «Изящная эпоха», одну из ролей сыграла юная Пенелопа Крус. К моменту триумфа испанца Билли Уайлдер уже отошёл от дел: со дня выхода его последнего фильма прошло 13 лет, он наслаждался беззаботной жизнью почётного голливудского пенсионера, радовался обществу друзей, жены Одри и коллекционировал живопись. Жизнь, как и прежде, доставляла ему удовольствие, а прожитая и созданная им изящная киноэпоха продолжала радовать, восхищать и вдохновлять коллег и миллионы простых зрителей.

Билли Уалдер с женой
Билли Уайлдер с женой

22 июня 2011 исполнилось 105 лет со дня рождения Билли Уайлдера — режиссёра, благодаря которому Голливуд не только снискал всемирную славу, но и заслужил всеобщую любовь. Едва ли в истории кино найдётся ещё один режиссёр, которого любили бы так искренне столь разные люди, которым бы увлекались разные поколения кинозрителей. Сам Уайлдер безусловно ценил преданность публики и благосклонность критики, но на любые признания он чаще всего отвечал шуткой. Он был столь же талантлив, сколь и ироничен. Талант, самоирония и жизнерадостность — вот что помогло ему прожить долгую, интересную, но порой такую печальную жизнь. Родившись в 1906, он был почти ровесником XX века: ни одна из бурь, захлестнувших это далеко не самое спокойное столетие, не обошла Уайлдера стороной. «Гораздо больше того, когда меня не принимают всерьёз, мне не нравится, когда ко мне относятся слишком серьёзно», — любил повторять Уайлдер — человек, ставший живым воплощением «американской мечты». Правда, он поначалу ни о чём таком не мечтал, в юности на это просто не хватало времени — его влекли огни большого города.

Английский со словарём

Параллельный монтаж: Билли Уайлдер

Билли родился на юге современной Польши — в то время территория относилась к Австро-Венгрии, вскоре семейство перебралось в Вену. Уайлдер всегда был готов пошутить над собой и окружающими, досталось и соотечественникам: «Австрийцы — прекрасные люди: они заставили весь мир поверить в то, что Адольф Гитлер — немец, а Бетховен — австриец». Юный Уайлдер перебрался в Берлин, где с готовностью погрузился в бурлящую и такую разнообразную культурную жизнь города, который всегда умел жить, работать и развлекаться весьма экстравагантно и бурно: театры, кинофильмы, кабаре, выставки, стук каблучков по Унтер-ден-Линден, танцы, новые знакомства. Для молодого журналиста, делающего первые шаги в сценарном деле, Берлин тех лет был лучшим местом на земле. Всё изменилось с приходом к власти Гитлера. Спасаясь от репрессий нового режима, Уайлдер перебрался сначала в Париж, а оттуда переехал в США.

Лос-Анджелес не был слишком уж приветлив к приезжему, тем более, едва говорившему по-английски. Но Уайлдер не слишком печалился: он был решительным и уверенным в себе человеком. Он знал, что не только завоюет Голливуд, но и будет трудиться в невероятной для иностранца сфере: сценарной, где не только нужно владеть языком, но делать это мастерски. Спустя некоторое время он уже бегло говорил по-английски и был готов увлекать киномагнатов своими идеями.

«Как бы это сделал Любич?»

Эрнст Любич
Эрнст Любич

Замыслов у Уайлдера всегда было много, более того, с самого начала своей карьеры он умел выбрать из миллиона собственных идей ту единственную, которая будет идеальной для экрана, он знал, какой сюжет оживёт на киноплёнке, доставив зрителю удовольствие, а какой стоит отложить до лучших времён. Шутки в сценариях Билли сыпались, как из рога изобилия, они были столь же абсурдными, сколь и смешными и естественными — казалось, шуточные реплики сами собой слетали с уст героев — создавалось полное ощущение не просто уместности фразы, а даже своеобразной её незаменимости. Способность Уайлдера соединять в диалогах абсурдность с абсолютной непринуждённостью была одной из отличительных черт его авторского стиля. Ещё его шутки обладали бесценным качеством в глазах публики — они всегда были смешными. И за ними была своеобразная глубина: почти за каждой шуткой скрывался весьма объёмный образ или история персонажа: «Моя учительница музыки была такой печальной дамой, что играла на фортепиано только на чёрных клавишах».

Приведённая выше цитата — из музыкальной комедии «Этот определённый возраст» с Диной Дурбин в главной роли. И если в 1938 году, когда фильм появился на экранах, продюсеры ещё могли позволить себе не указать в титрах в числе сценаристов Билли Уайлдера, хоть он и добросовестно трудился над картиной, то в 1939, когда маэстро Эрнст Любич рассмешил Голливуд своей «Ниночкой», уже никто не помышлял о том, что имя Уайлдера можно удалить из титров. Сюжет, в котором Грета Гарбо играет советскую шпионку, весьма своеобразен, даже нелеп, но во многом благодаря Уайлдеру фильм преисполнен лёгкости и веселья, а сцена, когда пьяная героиня Гарбо обращается со словами «Улыбнись, папочка!» к бюсту Ленина — одна из лучших комедийных сцен в истории.

Знакомство и сотрудничество с Любичем оказало на Уайлдера огромное влияние: он восхищался режиссёрским даром коллеги так искренне, что вскоре стену уайлдеровского офиса украсила табличка, на которой красовалась единственная фраза: «А как бы это сделал Любич?» Не счесть, сколько раз Билли бросал задумчивый взгляд на эту табличку, работая над сценариями, а впоследствии — и собственными фильмами.

Двойная страховка Билли Уайлдера

Двойная страховка

«Меня часто спрашивают, должен ли режиссёр уметь писать сценарии. Мой ответ неизменен: гораздо важнее, чтобы он умел читать». Мысль о том, что неплохо было бы из подневольного сценариста стать полноправным властителем съёмочной площадки, всё чаще посещала Уайлдера: ему далеко не всегда нравилось то, что другие делали с его сценариями. Ещё в Париже у него был режиссёрский опыт: совместно с Александром Исвэем Билли снял фильм «Дурное семя» (1934), в картине снялась вечная звезда французского киноэкрана — очаровательная Даниэль Даррье. Но лишь спустя 8 лет, уже в Голливуде, Уайлдер решил взяться за самостоятельную режиссёрскую работу. Комедия «Майор и малютка» была столь же игрива, сколь и её название. Публика получила новый повод экономить на всём, кроме билета в кино, Уайлдер остался доволен своей работой, студия «Парамаунт» осталась довольна Уайлдером.

Наконец-то никто не издевался над его сценариями, наконец-то он получил счастливую возможность не только придумывать, но и воплощать задуманное на экране. Над сценариями он всегда работал с соавторами: ему нужен был кто-то, в ком дар сценариста сочетался бы с превосходным владением английским. Но главным в тандеме всегда оставался Уайлдер. Одним из его любимейших соавторов был И.А.Л. Даймонд. Среди их совместных работ — «Любовь после полудня» (1957), «В джазе только девушки» (1959), «Квартира» (1960) .

Уайлдер и Даймонд
Уайлдер и Даймонд

Был ли тот факт, что Уайлдер писал сценарии для собственных картин, «двойной страховкой» его фильмов и гарантией успеха?.. Конечно! И утверждение это верно потому, что его талант сценариста был равен его таланту режиссёра. Его фантазия была поистине неисчерпаема, его режиссёрский метод прекрасно подходил к абсолютно разному материалу. В комедии, триллере, драме Уайлдер-режиссёр чувствовал себя, как рыба в воде. А ещё лучше ему удавалось смешение жанров — тонкое, изысканное, наполняющее самый невероятный вымысел жизнью и естественностью. Сегодня с этим можно встретиться разве что в лучших образцах независимых комедий. Что же до Билли Уайлдера, то он виртуозно владел мастерством соединения грустного и смешного, жизни и вымысла ещё в эпоху Золотого века Голливуда, при этом умудрялся следовать строгим канонам жанра.

Уайлдер утверждал, что «никогда не снимал кадры, которые доводили бы до оргазма киноманов в тёмных залах синематеки». Весьма спорное заявление: слишком уж часто кадры из его фильмов врезаются в память, услаждая киноманскую натуру. Но справедливо и признание самого режиссёра в том, что для него фильм и история всегда важнее любой отдельной составляющей кинопроцесса: кадра, актёра, музыки, выбранной локации. То есть он признаёт важность любой из перечисленных деталей общего, но как раз это общее, результат коллективных усилий и есть для Уайлдера самое важное: сделай всё ради фильма, и он принесёт тебе радость, и, возможно, хорошую кассу. Уайлдер не нуждается в излишней кинематографической изысканности и многозначности — он вовлекает зрителя в происходящее на экране тем, что его режиссура целиком зависит от выбранного жанра и темы. Он делает массовое кино авторским именно тем, что позволяет своему таланту целиком зависеть от фильма, а не наоборот. Если многие его коллеги прославились тем, что выразили на экране собственный внутренний мир, то Уайлдер замечателен своей способностью создавать и выражать абсолютно разные миры.

Бульвар Сансет

Вот и выходит, что за какой бы жанр ни брался Уайлдер, у него тотчас получался фильм, становившийся украшением кинематографа. Триллер «Двойная страховка» (1944) — теперь классика «нуара», а тогда он тут же стал одним из любимых фильмов Альфреда Хичкока. Драматическая история алкоголика в «Потерянном уик-энде» (1945) — одна из лучших ролей Рэя Милланда, «Бульвар Сансет» (1950) — до сих пор самый точный и правдивый портрет Голливуда, где судьба некогда ярко светивших, а теперь погасших звёзд порой во сто крат трагичнее, чем тех, чья звезда так и не зажглась. Голливуд не умеет лишь двух вещей: помнить и быть благодарным. Исполнители главных ролей в «Бульваре Сансет» — дива немого кино Глория Свэнсон и один выдающийся режиссёр, а у Уайлдера — актёр Эрих фон Штрогейм — знали об этом не понаслышке. И так же точен и всегда современен портрет толпы, жаждущей «хлеба и зрелищ», и журналиста, готового ради сенсации пойти абсолютно на всё в фильме «Туз в рукаве» (1951).

Так, уайлдеровский «Свидетель обвинения» (1957) — одна из лучших экранизаций Агаты Кристи; а комедия «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее») — одна из любимейших комедий зрителей во все времена и во всех странах.

В джазе только девушки

Никакие статистические данные не расскажут о мастерстве Билли Уайлдера так много, как его фильмы. Всего режиссёрских работ у него 27, а к ним заслуженно прилагаются многочисленные награды: среди них и «Оскары» (за режиссуру, сценарий, лучший фильм — да, иногда он успевал быть и продюсером собственных картин). Как у любого автора, у Уайлдера прекрасные работы чередовались с произведениями менее удачными. Но он никогда не стремился к равноценной фильмографии — он хотел снимать кино, добиваясь на этом пути успеха и совершая ошибки. И он гордился собственными ошибками ничуть не меньше, чем успехами — все они составляли часть его любимой работы, за которую он всегда принимался с удовольствием.

«У каждого свои недостатки»

могила Уайлдера
надпись на надгробном камне:
«Билли Уайлдер, я писатель,
но у всех свои недостатки»

Большое удовольствие от работы с Уайлдером получали и его актёры. Сам Билли говорил: «Счастье — это работать с Джеком Леммоном!». Актёр отвечал режиссёру взаимностью, чему доказательство — семь совместных фильмов. Для актёров сотрудничество с Уайлдером нередко заканчивалось наградой американской Киноакадемии или, как минимум, всемирной славой. Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Керк Дуглас, Хэмфри Богарт, Марлен Дитрих, Тони Кертис, Ширли Маклейн — едва ли не лучшие свои роли они сыграли в фильмах Билли Уайлдера. Каждого из них он умел заставить работать на благо фильма, в актёрской индивидуальности каждого умел отыскать самое ценное и яркое. Если, попадая к нему на площадку, все знали, что «у каждого свои недостатки», то после съёмок у Уайлдера каждый из актёров отчётливее осознавал свои профессиональные достоинства.

Уайлдер и Мэрилин Монро
Уайлдер и Мэрилин Монро

Уайлдер мог потерять кассовые сборы, но чувства собственного достоинства он никогда не терял. Фильм «Шталаг 17» (1953) имел особое значение для Уайлдера. Став в Голливуде великим режиссёром, комедиографом и мастером индустрии развлечений, он ни на минуту не забывал о том, что он европеец, вынужденно покинувший Родину из-за воцарившегося там фашистского режима. История о лагере военнопленных времён Второй мировой войны получилась у Уайлдера полной внутреннего напряжения. Уайлдеру картина нравилась, но однажды он получил письмо от студийных боссов, приведшее режиссёра в ярость: ему предлагалось для улучшения кассовых сборов в Европе, в частности, в Германии — заменить злодея-немца на злодея-поляка. Уайлдер был в бешенстве: кому только пришло в голову предлагать такое ему — человеку, чьи мама и отчим погибли в Освенциме?! Менять Уайлдер в фильме, конечно, ничего не стал, а предпочёл разорвать контракт с «Парамаунтом».

Билли Уайлдер и Марлен Дитрих
Уайлдер и Марлен Дитрих

Впереди у Билли Уайлдера была длинная жизнь и блестящая карьера. Боссам «Парамаунт» осталось винить самих себя в потере одного из своих лучших авторов, который лучше всех в мире умел развлечь зрителя тем, что увлекало его самого.

«Привет, Фернандо! Это Бог», — Фернандо Труэба слегка опешил, когда, спустя несколько дней, после церемонии вручения «Оскаров», услышал в трубке голос любимого режиссёра. Как же всё-таки приятно знать, что есть небожители, которые всегда перезванивают. Спасибо Вам, мистер Уайлдер!

До встречи на бульваре Сансет.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/07/05/parallel.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
«Кайе дю синема»: бесконечная любовь


«Кайе дю синема»: бесконечная любовь

Надежда ЗАВАРОВА

Символом кинематографической Франции по праву считается самый знаменитый в мире киножурнал «Кайе дю синема», в этом году отметивший 60-летие. Канны, Синематека, Новая волна — всё это часть истории журнала. Эрик Ромер, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль — эти имена вышли далеко за рамки первых публицистических колонок в узкоспециализированном издании. «Кинематографические тетради» отпраздновали свой юбилей, как и подобает уважающему себя изданию — активной работой.


Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим


Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим

Надежда ЗАВАРОВА

Кажется, буквально с первого дня своего существования Рим готовился к тому, чтобы сыграть одну из главных ролей в жизни искусства, которое появится на свет лишь спустя века — в то время, как Рим уже нарекут Вечным городом. Кинематограф не мог не обрадоваться встрече с городом, где эпохи не сменяют друг друга, а живут бок о бок; где повседневная жизнь и искусство переплелись так тесно, что стали неразделимы. И ими можно только наслаждаться, окунувшись в бурную жизнь города, который легко любить и куда всегда приятно вернуться — и в жизни, и на киноэкране.


Теннесси Уильямс: Орфей из Голливуда


Теннесси Уильямс: Орфей из Голливуда

Надежда ЗАВАРОВА

Сегодня «Параллельный монтаж» посвящён человеку, который, не будучи кинематографистом, сделал для кино так много, что избалованное талантами дитя братьев Люмьер до сих пор относится к нему с благодарностью и обожанием, знаменуя каждое десятилетие новыми экранизациями его произведений. 26 марта 2011 года исполнилось 100 лет лучшему, на наш взгляд, американскому драматургу XX века — Теннесси Уильямсу. Более 70-ти экранизаций, которых стали классикой и гордостью Голливуда — вот его неоценимый вклад в кинематограф.

Отзывы: [3]


ММКФ-2011: «Артист», «Буря» и семейные ценности


ММКФ-2011: «Артист», «Буря» и семейные ценности

Роман КОРНЕЕВ, Роман КУЛАНИН

Как обычно, под финал уже никто не помнит про конкурс, и кто там кого победил и какие бронзулетки получил — в общем уже и неважно, пусть об этом жюри думает, на то оно и жюри. Столичные киноманы пытаются урвать последние порции своего профессионального счастья, мы же спешим поделиться этим счастьем с теми, кто этого не сумел или не имел такой возможности вовсе. Итак, завершающий обзор фестивальных программ 33 Московского международного кинофестиваля.


ММКФ-2011: секс, танцы, курорты и расчленёнка


ММКФ-2011: секс, танцы, курорты и расчленёнка

Роман КУЛАНИН, Роман КОРНЕЕВ

После бурного старта Московский международный кинофестиваль вынужденно сбавил обороты, да и зрители переключились кто куда - кто на законспирированного в «Дом кино» Звягинцева, кто на полные азиатской, да и всякой прочей клубнички тематические программы, а между тем даже в основном конкурсе всё ещё можно было набрать себе в лукошко спелых киноягодок. Впереди же, в мареве внезапно обрушившейся на Москву тропической духоты, уже маячит финал с его столь же зелёной ковровой дорожкой и списком победителей.


Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны: Телепортация.org


Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны:
Телепортация.org

Роман КОРНЕЕВ

Во время просмотра от царящего в кадре развесёлого идиотизма даже почти удаётся абстрагироваться, так что просмотру он не мешает. Опять же красиво, динамично, Рози в бронелифчике и голосящий Сэм, шаловливый Туртурро и бой-баба с каменным лицом, ветераны трансформенного фронта, эх, прокачу. И прокатил. С горочки на горочку, и так всю вторую половину. А и чо, а и нормально. Оказывается, если не опускаться до «подростковой комедии», то остальное дело наживное и такого ощущения, что ужас-ужас уже и нету. Отзывы: [70]


ММКФ-2011: Лобан, Зельдович и вокруг света


ММКФ-2011: Лобан, Зельдович и вокруг света

Роман КОРНЕЕВ, Роман КУЛАНИН

Несмотря на беспрецедентный бардак с организацией — внезапными объявлениями в последний момент и прочими многочасовыми очередями на аккредитацию — фестиваль стартовал буквально с места в карьер, имеются при этом в виду, конечно, не «Трансформеры 3» открытия, а непосредственно программы и даже, в кои-то веки, основной конкурс. Фестивальный блокнотик уже на две трети исчёркан под удивлённые взгляды на оставшуюся почти полную неделю — если всё уже показано, что же мы будем смотреть дальше?


Тачки 2: Любовь к машинкам обязательна


«Тачки 2»:
Любовь к машинкам обязательна

Надежда ЗАВАРОВА

Яркая индивидуальность уступила место среднестатистическому, хоть и высокому стандарту. Создатели фильма не предложили героям разъезжать по витиеватым тропам новой истории — вместо этого им лишь позволили проехаться по прямому шоссе, на котором из всех развлечений лишь итало-японский разговорник да парочка мировых заговоров, замешанных на экологичном топливе и непреодолимом желании отдельных представителей автопрома, у которых даже бампер блестит от корыстных планов, захватить власть. Отзывы: [11]


Супер 8: Домашнее видео


«Супер 8»:
Домашнее видео

Роман КОРНЕЕВ

Оммаж раннему Спилбергу стал оммажем всему тому, на чём ранний Спилберг возник как явление. Если хотите — это фильм-ностальгия о кинематографе, который не старался привязаться к каким-то конкретным жанровым клише и потому сам создавал новые жанры, кинематографе, в котором бесшабашная детскость вполне органично сочеталась с кетчупом разливанным. Кинематографе с восторгом юности в глазах, что нынче зачастую заменил счётчик зелёных купюр. И двухминутный фильм «Дело», снятый главгероями, стоит десятка иных блокбастеров. Отзывы: [22]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама