Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим

Надежда ЗАВАРОВА, 24 апреля 2011
Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим

«Параллельный монтаж», будучи рубрикой исключительно жизнерадостной, любит праздники и путешествия. Апрель — лучшее время для того, чтобы отправиться в очередное кинопутешествие, приурочив его к замечательному празднику: дню основания Рима, коим считается 21 апреля 753 до н.э. И кажется, что буквально с первого весеннего дня своего существования Рим готовился к тому, чтобы сыграть одну из главных ролей в жизни искусства, которое появится на свет лишь спустя века и всё ещё будет считаться молодым — в то время, как Рим уже нарекут Вечным городом. Кинематограф не мог не обрадоваться встрече с городом, где эпохи не сменяют друг друга, а живут бок о бок; где повседневная жизнь и искусство переплелись так тесно, что стали неразделимы. И ими можно только наслаждаться, окунувшись в бурную жизнь города, который легко любить и куда всегда приятно вернуться — и в жизни, и на киноэкране.

Многие города — большие и маленькие — знакомы широкому зрителю исключительно по их кинематографическим аналогам. Нью-Йорк со статуей Свободы и Манхэттеном, Лондон с Биг Беном, Москва с Красной площадью, Колизей в Риме… Темза, Сена, Дунай — эти реки впадают в единый кинематографический океан, по которому путешествуют зрители, увлечённо следя за происходящим на экране. Они знают и узнают города, в которых никогда не были. Кинематографический образ города порой гораздо более значим для зрителя, чем его, города, подлинное лицо. Оказываясь в новом городе, человек неосознанно стремится отождествить реальный город с его экранным эквивалентом. И искренне радуется, когда это ему удаётся. На ум приходит цитата из фильма Вуди Аллена «Манхэттен» (1979), которая в одинаковой степени относится и к главному герою картины Айзеку, и к самому режиссёру: «Он обожал Нью-Йорк… в любое время года этот город разворачивался перед ним чередой чёрно-белых кадров под незабываемые мелодии Джорджа Гершвина».

Параллельный монтаж: Все дороги ведут в Рим

Экранный образ Рима так разнообразен, а реальность его так многолика, что нам никогда не удастся их сопоставить. Почему же Париж, Лондон, Москва, Венеция — все эти великие города имеют собственные кинематографические эквиваленты, а Рим, полноправно присутствуя в огромном количестве фильмов, всё время словно ускользает от зрителей? Дело в том, что Рим встречает кинематограф так же, как и любого приезжего. В Риме удивительно гармонично сосуществуют прошлое и современность. Он одинаково радушен и приветлив с каждым, в то же время здесь больше, чем в любом другом месте, чувствуешь ход времени, ощущаешь кратковременность собственной жизни и вечность камней на римских мостовых. Но состояние это нельзя назвать гнетущим. Это приятное, щекочущее нервы и будоражащее воображение ощущение соразмерности жизни одного человека и вечности.

Рим — открытый город
«Рим — открытый город»

Так же Рим встречает и кинематографистов. Рим способен дать каждому фильму ровно то, что хочет от него режиссёр. Рим сам адаптируется к любой истории, рассказанной на его улицах, не боясь раствориться в любой картине, не опасаясь быть «отрежиссированным» и «смонтированным». У Рима нет единого лика, потому что, существуя в пространстве, он живёт во времени. Он больше и значительнее всего, что в нём снимается и происходит. Для режиссёра Рим — место, где приходит вдохновение, для персонажей фильма — место, где проходит жизнь. Для кинозрителя — место, которое в каждом фильме иное, где всё узнаваемое может остаться непознанным, а всё пережитое с героями фильма — незабываемым.

Анна Маньяни: женщина-кошка

У города с множеством лиц может быть много символов. Но если бы пришлось выбирать кинематографический символ Рима среди актёров, им бы безусловно стала Анна Маньяни: замечательная актриса, любившая жизнь, вино, мужчин и кошек. В её фильмографии много прекрасно сыгранных ролей в фильмах, где Рим был одним из главных героев. Среди них «Рим — открытый город» (1945) Роберто Росселлини, «Самая красивая» (1951) Лукино Висконти, «Мама Рома» (1962) Пьера Паоло Пазолини. Она была настоящей римлянкой — страстной, своенравной и талантливой.

Анна Маньяни
Анна Маньяни

Феллини вспоминал: «Никого не удивляло, что три-четыре часа пополудни были для Анны ранним утром и в случае острой надобности её надлежало специально будить; в противном случае она могла проспать до пяти. Увидеть Анну для меня не составляло ни малейшего труда. В шесть утра мы частенько сталкивались с ней на площади: я — выйдя на утреннюю прогулку, а она — возвращаясь домой. Отужинав, Анна имела обыкновение по пути подкармливать бродячих кошек. Зная эту её привычку, владельцы ресторанов, где она бывала, собирали с тарелок остатки пищи в большую сумку, которую она носила с собой».

Символично, что в последний раз Анна появилась на экране в эпизоде фильма Феллини «Рим» (1972) — фантасмагорическом посвящении режиссёра любимому городу. В эпизоде с Маньяни Феллини говорит за кадром : «Эта синьора, прогуливающаяся вдоль стены одного из старинных дворцов — римская актриса Анна Маньяни. Это символ города. Она действительно может считаться символом Рима: волчица и весталка, аристократка и простолюдинка».

Беллиссима Анна

Маньяни и Висконти
Маньяни и Висконти

В «Самой красивой» Лукино Висконти Анна Маньяни солирует. Она играет мать, мечтающую о том, чтобы её маленькая дочь стала звездой киноэкрана. Рим выступает фоном для героини Маньяни. А для Висконти Рим — яркая деталь, создающая реальность, но не воссоздающая её. Каким бы парадоксальным это ни казалось, но город в фильме скорее уводит от реальности, выполняя роль драматического акцента, некоего драматургического катализатора. Его образ напоминает мозаику, разбитую на кусочки смальты, а Висконти попеременно достаёт их, но никогда не складывает в единое целое.

Вот открытое окно, в него заглядывает мальчишка, и шум улицы врывается в комнату героини Маньяни; вот лавочка неподалёку от входа в «Чинечитта», где после просмотра кинопроб, обняв дочь, плачет Маддалена. Выстраивая свет в этой сцене, Висконти даже не стремится имитировать природное вечернее освещение. Наоборот, свет нарочно выстроен, как в павильоне: он подчёркивает эмоциональное наполнение сцены, поэтому Висконти и делает его почти нарочито неестественным, но таким уместным.

Самая красивая
«Самая красивая»

Образ Рима в «Самой красивой» ярче всего воссоздаётся характерами персонажей, их манерой вести себя и говорить. Перед нами открывается не визуальный образ города, а его нутро, его характер. Почти не видя его, мы отчётливо слышим его голос. Он в бурных реакциях каждого героя, в его эмоциональности, интонациях, диалекте. Он в доверчивости Маддалены, в её гостеприимстве, её речи.

Формально Рим присутствует на экране лишь эпизодически: вот достаточно мрачный пейзаж на берегу Тибра — в сцене, где проходимец Альберто Анновацци пытается соблазнить Маддалену; или радиотрансляция футбольного дерби «Рома»-«Лацио». Тот факт, что Маддалена поддерживает «Рому», а Альберто болеет за «Лацио», для иностранного зрителя отчасти, а для итальянца и, тем более, римлянина — многократно усиливает антагонизм персонажей. То и дело возникают колоритные разговоры с соседями, выглядывающими из окон или кричащими с балконов. В одной из сцен мелькает типичная римская улочка: ещё чуть-чуть, и город остался бы просто фоном, но, ожив, благодаря голосам персонажей и звукам, воплотившись в сами персонажи, он превратился из рассказчика истории в её героя.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/04/24/roma.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Рецензии в рубрике "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ"
Теннесси Уильямс: Орфей из Голливуда


Теннесси Уильямс: Орфей из Голливуда

Надежда ЗАВАРОВА

Сегодня «Параллельный монтаж» посвящён человеку, который, не будучи кинематографистом, сделал для кино так много, что избалованное талантами дитя братьев Люмьер до сих пор относится к нему с благодарностью и обожанием, знаменуя каждое десятилетие новыми экранизациями его произведений. 26 марта 2011 года исполнилось 100 лет лучшему, на наш взгляд, американскому драматургу XX века — Теннесси Уильямсу. Более 70-ти экранизаций, которых стали классикой и гордостью Голливуда — вот его неоценимый вклад в кинематограф.

Отзывы: [3]


Параллельный монтаж: Великие оскаровские неудачники


Параллельный монтаж: Великие оскаровские неудачники

Надежда ЗАВАРОВА

27-го февраля Американская киноакадемия объявит имена победителей. О победителях ещё не раз напишут, а параллельный монтаж расскажет сегодня о тех, кто так и не получил заветную статуэтку. История американской киноакадемии пестрит именами замечательных кинематографистов, на чьих каминных полках так и не появился «Оскар» — награда, которую всегда получают не только за заслуги в профессии, а по стечению обстоятельств. И это означает лишь, что получившим дядюшку просто повезло чуть больше коллег

Отзывы: [3]


Феллини: Жизнь как чудо


Феллини: Жизнь как чудо

Надежда ЗАВАРОВА

Что бы ни сказал Федерико Феллини, это всегда образно и ярко. Но не стоит доверять каждому его слову. Верьте в его способность страстно чем-то увлечься, верьте его фильмам. Что же касается интервью и прочих деталей биографии, знайте: Феллини не обманывает — он сочиняет. Правда скучнее вымысла, и с Федерико вам скучать не придётся; всё, что он говорит — плод воображения, которое для него увлекательнее и реальнее действительности. Как говорил сам режиссёр: «Фантазия — единственная реальность».

Отзывы: [3]


Воды слонам: Пани слонь


«Воды слонам»:
Пани слонь

Роман КОРНЕЕВ

Сложно сказать, сыграла тут свою роль цирковая мишура, слишком яркая, чтобы не застить глаза и слишком фактурная, чтобы ею пренебрегать, или мелодраматичность чересчур глубоко засела в сам извод сюжета, где много народу любят друг друга странною любовью, включая слониху. Лоуренс не сумел отойти от банального «цирк сгорел, клоуны разбежались, после чего жили долго и счастливо», а жаль, поскольку первое знакомство, помноженное на харизму Вальца и вполне цирковую фактуру Уизерспун, обещало всё-таки не мелодраму, а древнегреческую трагедию. Отзывы: [4]


Крик 4: Убийца из фейсбука


«Крик 4»:
Убийца из фейсбука

Олег ДЕНЕЖКА

Приходится разочаровать любителей чистого жанра: «Крик 4» — в гораздо большей степени самопародия и пародиия на жанр вообще, нежели фильм ужасов. Нет, всё в порядке, картина тщательно упакована всеми фирменными крейвеновскими штучками. Телефоны исправно звонят, шкафы и окна внезапно распахиваются, придурошная маска с распахнутым ртом на месте, ножи сверкают и кровь послушно льётся в нужном направлении. Это лучший из «Криков», однако тут дело не в количестве трупов и изощрённости убийств. Отзывы: [10]


Generation П: Нет пути


«Generation П»:
Нет пути

Роман КОРНЕЕВ

Гинзбург так долго снимал всех этих людей, все эти места, все эти грибы и все эти вавилонские башни в мистическом Расторгуеве (в реальном Расторгуеве мистики не нашлось), что расставаться с ними всеми на монтажном столе было выше его сил, несмотря на старания пяти монтажёров. Поэтому каждый кадр в фильме получается вдвое длиннее необходимого, а каждая реплика, будучи произнесена культовой, а потому не имеющей ничего общего с актёрской профессией фигурой, становится в два раза нелепее и в два раза несмешнее. Отзывы: [60]


Мастер и Маргарита: Семнадцать лет спустя


Мастер и Маргарита:
Семнадцать лет спустя

Роман КОРНЕЕВ

Культовость романа загнала его постановщиков в слишком узкие рамки, ведь слишком вольно обойтись с культовым романом значит быть обречёнными на провал ещё до начала съёмок, а не вложить достаточно своего — значит попасть в порочный круг бесконечных сравнений. Так наконец разобравшийся в путанице с правами и сокращённый до двух часов вариант Юрия Кары тут же невольно противопоставляем продукту Бортко. Таковое сравнение идёт уже в голове зрителя прямо в кинозале, мешая «просто смотреть фильм». Отзывы: [16]


Пирамида: Куплю жене сапоги


«Пирамида»:
Куплю жене сапоги

Роман КОРНЕЕВ

С каждым новым заходом Мамонтов-Мавроди из достаточно простой, существующей в народе медийной персоны, коротко именуемой «крупным жуликом», превращается в такой мощный кинообраз, что ему становится тесно в собственных рамках. Даже когда авторы, чувствуя, что заигрались, начинают разом закруглять сюжетные ходы, убирая всё нового и нового персонажа с глаз долой, внезапно оказывается, что главный герой, которого хошь не хошь — не уберёшь, уже ничего от этого не теряет. Отзывы: [4]


Рио: Возвращение блудного попугая


«Рио»:
Возвращение блудного попугая

Надежда ЗАВАРОВА

Детям иногда полезно оказаться вовлечёнными в интересную и понятную им историю. Пусть на экране будут просто красочные птицы и другие танцующие самбу зверушки, пускай добрые и злые персонажи будут одинаково колоритны, пусть самым удивительным достижением главного героя будет то, что он научился-таки летать и вернулся на родину пёстрых предков, где окунулся в буйство красок, разнообразие ритмов и встретил девушку с характером и таким же, как у него, голубым опереньем. Отзывы: [7]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама