Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Выбор редакции: маст си

Район 9:

Район 9: Социальный подтекст

Роман КОРНЕЕВ, 16 августа 2009
 
Поставьте фильму оценку!

Топ 130

Топ 130
Район 9

«Район 9» (“District 9”), 2009
По мотивам короткометражки Нила Бломкампа “Alive in Joburg” (2005)
Режиссёр: Нил Бломкамп
Сценарий: Нил Бломкамп, Терри Татчелл
Оператор: Трент Опалоч
Композитор: Клинтон Шортер
Продюсеры: Питер Джексон, Филиппа Буайенс
В ролях: Шарлто Копли (ван де Мерве), Дэвид Джеймс (Кубус), Луис Миннаар (Смит) и другие.

Чужие, как известно, прилетают к нам с тремя целями. Захватить мир, спасти от человечества Землю и просто — убить всех людей. Из любви, так сказать, к искусству. Иногда они прилетают с целью вразумления человецех и более гуманитарными средствами, но, сами понимаете, не в современном Голливуде. Непробиваемая стена продюсерских клише и следующего из них затяжного сценарного кризиса идей превратила за последние годы фантастику в зоопарк вымерших животных, где римейки и франчайзы правят бал, а самое серьёзное, что снимается, имеет жанровую дефиницию «комикс».

И пробить эту стену сложнее, чем какую бы то ни было другую, потому что построена она из денег. Фантастика — штука дорогая, очень дорогая, безумно дорогая. Когда инди-комедии с полутора звёздами снимают за 75 миллионов, о каком прорыве в жанре НФ можно говорить. Всё новое может не выстрелить, как в том известном анекдоте про динозавра на улице, с вероятностью один к двум. А деньги-то нужны уже сейчас.

Район 9

Нет, конечно, можно подождать пару десятков лет вставания с одра Кэмерона или Скотта. Но покуда ждём, ценителю жанра приходится переходить на сушёный кизяк вроде «Пятого измерения» или перебиваться со случайных удач вроде «Пекла» на очередные сиквелы вроде «Терминатора 4». Фантастики, по сравнению с веосьмидесятыми-началом девяностых, стало безумно мало. И не стало бы её вообще, если бы не настигшая и кинематограф цифровая революция.

Что бы ни говорили кино-пуристы вроде меня, которым подавай живой кодаковский целлулоид из убиенных коров, цифровая камера высокого разрешения, однажды ставшая общедоступной, совершила невозможное — позволила настоящим ценителям и самородкам со всего мира стать самому себе режиссёром, снимая за копейки ужасный трэш, который, чудесным образом, вдруг оказался в век вебдваноля куда как востребованным зрителем.

Таким самородком были и старые товарищи Шарлто Копли и Нил Бломкамп. В Южной Африке, где, по их собственным воспоминаниям, кино снимает три с половиной инвалида, они продолжали из года в год снимать свои короткометражки, Копли был продюсером, ассистентом режиссёра и если надо массовкой, а Бломкамп был сценаристом, режиссёром, оператором и если надо массовкой.

Район 9

С тем же успехом они как-то собрались, взяли камеру, и пошли на улицы родного Йоханнесбурга снимать репортаж о том, как прилетели напланитяни и начали «пить нашу воду». Случайно встреченные прохожие с радостью возмущались на камеру такому обороту событий (ну, спрашивали их, видимо, не про пресловутых напланитян, а про нигерийцев, евреев или просто местных социально неустроенных негров, в стране не так давно побеждённого апартеида этот вопрос не может не вызвать резонанса в душе). Потом клипмейкер Бломкамп подвесил над городом образ летающей тарелочки, были досняты пару сцен с картонным «трансформинатором», в одной из которых мелькнул Шарлто Коупли с ружьём, и вуа-ля, в точности по старику Ромеро, у трэша всегда найдётся зритель и социальный подтекст. Всё это получило название «Выжить в Йобурге» и пошло гулять по Сети.

Дальше Бломкамп переехал себе в Канаду, Коупли снял свой собственный проект «Ложка», где был уже режиссёром и сценаристом, и вся эта история благополучно забылась, если бы не две случайности. Первая случайность — пересёкшись с Питером Джексоном, который в борьбе за дальнейшее существования «Хоббита» потихоньку продюсировал экранизацию шутера Halo, Бломкамп снял для будущего проекта две короткометражки в излюбленной со времён бурной трэшовой молодости реалистичной «репортажной» манере и уже должен был приступать к съёмкам самого фильма. И вторая случайность — проект застрял, не то по причине недостатка финансирования, не то по вине тугодумов-правообладателей из «Майкрософта».

Район 9

Не было бы счастья, да несчастье помогло, впечатлившийся талантами Бломкампа ПиДжей добывает ему неплохие для новичка, но крошечные для современной фантастики 30 миллионов, и Бломкамп едет обратно в ЮАР собирать старых друзей — сценариста Терри Татчелла, оператора Трента Опалоча, композитора Клинтона Шортера и, самое главное, своего бывшего продюсера Шарлто Копли. То есть практически всех тех трёх с половиной инвалидов, что по-прежнему делают в ЮАР кино.

Так началась история Викуса ван де Мерве, серого неприметного бюрократа транснациональной корпорации ЭмЭнЮ, приглядывающей за «Районом 9», сектором йоханнесбургских трущоб, заселённым пассажирами прилетевшей 28 лет назад бесхозной летающей тарелки. Десоциализированные «креветки» (почему в переводе они «моллюски», ума не приложу) роются по помойкам и выменивают упёртое с корабля оборудование за банку кошачьих консервов. Кадры взаправдашних трущоб (пусть в реальности и давно расселённых) сочетаются с архивными съёмками массовых побоищ вокруг этих же трущоб во времена оные, висящие повсюду плакаты, отсылающие к аналогичным плакатам времён апартеида, сама идея многомиллионного поселения беженцев, внутри которого творится чёрт знает что, позаимствованная из современной африканской реальности. Плюс с первых же кадров отброшенная идея о том, что тарелку и её апатичных пассажиров можно как-то использовать во благо, а не во вред.

Район 9

Готов собирательный образ антиутопического настоящего, в котором «гуманитарные войны», морские пираты, все друг друга ненавидят, ооновские бюрократы бесконечно и бессмысленно выпускают какие-то циркуляры, осуществляется какая-то гуманитарная помощь, проводятся какие-то более или менее притянутые за уши операции по «принуждению к миру», бродят какие-то мутные банды, по телевизору следуют какие-то общечеловеческие славословия, но в целом ничего не меняется и 28 лет, и, кажется, 128. Потому что правят бал всё равно международные торговцы оружием, армии наёмников, орды полуграмотных условных «нигерийцев» с калашами и вуду, и только самих креветок-моллюсков никто не берёт в расчёт.

История Викуса ван де Мерве в исполнении Шарлто Копли и его визави Кристофера Джонсона (привет принудительному переименованию африканских рабов) — это не история про инопланетные биотехнологии (ценителю «твёрдой фантастики» крошечный контейнер с «топливом» и прочие кунштюки покажутся не совсем уместными), а именно удачно подготовленный и занимательно преподнесённый социальный эксперимент, где креветкообразные «засланцы», оставшись такими же деклассированными мерзкими вонючими помоечными бомжами, покажутся зрителю куда более достойными прощения, чем всё наше современное насквозь двуличное и лживое общество.

Район 9

Тут нужно добавить и ещё один момент, который в нашем дубляже (кстати, весьма приличном, особенно там, где Викус что-нибудь крушит с криками «суки!») несколько поблек, а именно образ современного безвольного «технократа», заблудшего добродушного паяца, думающего, что он правит миром. В оригинальном звучании колоритный южноафриканский акцент Копли куда сильнее демонстрирует в кадре, что Ван де Мерве вовсе не в диком восторге от своей работы, он вовсе не жаждет рыться по этой помойке в поисках краденных компьютеров или незаконного оружия, он вовсе не гордится собой в сцене с уничтожением абмара с яйцами. Он безумно боится этих тварей, хорохорится перед начальством, которое будет на него косо смотреть по итогам съёмок, и ненавидит всех вокруг за то, что ему приходится этим заниматься.

Сей тонкий момент построен на неуверенных интонациях, которых в дубляже почти нет, и потому, например, сцена, где главгерой по всей логике должен развернуться и начать «мочить козлов», а он берёт и убегает, она в русской версии фильма остаётся вовсе без объяснения — а он просто до жути боится и нигерийцев, и родного ЭмЭнЮ. Как непонятно, почему презирает Ван де Мерве наёмник Кубус. Опять-таки, только по акценту становится ясно, что главный герой — африканер, «коренной» африканский белый, а Кубус — этнический британец, белая кость времён Империи. Видите, какие тонкости восприятия потребовались Бломкампу при всей минималистичности визуального стиля.

Район 9

Я уже успел услышать упрёки фильму, мол, автор нарочно так увлёкся модной нынче псевдореалистической манерой, мол, в последнее время так только ленивый не снимает. Во-первых, даже я при своей заинтересованности темой, могу назвать ну с десяток подобных проектов, а во-вторых, здесь и сейчас, для рассказа именно этой безупречно оригинальной и главное актуальной истории лучшего способа подачи, чем «корпоративное видео» и псевдодокументальный футадж а-ля БиБиСи с зависшей в сером небе бесхозной тарелкой, придумать просто невозможно.

Для того, чтобы пуля попала в цель, недостаточно иметь ружьё, нужно уметь из него стрелять. Для того, чтобы фильм превратился в знаковое явление, недостаточно поймать модную тенденцию, состряпать глубокомысленный сюжет и набрать неизвестных актёров. Нужно, чтобы это всё ожило не на экране, а в голове у зрителя. И Бломкамп со своей командой сумел не упустить полученный шанс, с одной стороны, продемонстрировав нам за смешные деньги всю мощь технологии развлечений, с другой стороны, удачно уложив это развлечение в канву сюжета с небанальными выводами и чётким послевкусием того, что это фильм — о нас с вами. Последнее всё чаще не удаётся даже маститым каннским лауреатам, не говоря уже об отечественных параграфах 78.

Ведь после просмотра этого фильма хочется, чтобы самородок Бломкамп снимал дальше и как можно больше, нового и разного. А это такая редкость в наше время римейков и сиквелов.

До встречи в кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2009/08/16/district9.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Лучшие отзывы    |    Оставить отзыв
Район №9: О людях и не очень

Отзыв содержит спойлеры, без которых обойтись не удалось.:)

То, что Питер Джексон и Нил Бломкамп делают из короткометражки последнего что-то интересное, было понятно с самого начала. Не потому, что все подавалось в атмосфере таинственности, а реклама проходила по принципу «Монстро»: подставные материалы... далее

 Анатолий
Мечта

В завершившемся опросе "Кинокадра" "Лучший фильм лета" я еще в конце июня выбрал "другой фильм" и попал в 2% ответивших так же. Из этих двух процентов какой процент голосовавших, как и я, имели в виду "Район №9"? Неизвестно. И непонятно, почему редакция не внесла заглавие картины в список вариантов для голосования... далее

 Виктория
Как-то так...

Мне в фильме увиделся еще один план. Пришельцы гораздо выше землян по развитию. И со своим ДНК-оружием могли бы давно всех землян уничтожить. Потому что для них мы уроды с непонятным обликом и агрессивной психологией.

Но они этого не делают. Ни их "рабочие муравьи"... далее

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"
Трансформеры 2: Месть падшего: Мегатрон уделывает Америку


Трансформеры 2: Месть падшего:
Мегатрон уделывает Америку

Роман КОРНЕЕВ

Вы знаете, на такие фильмы нельзя писать «упрощённые сценарии». Потому что тут нечего упрощать. И тот радостный факт, что Майкл Бэй выучил ошибки прошлого фильма и вспомнил, что бывают на свете и общие планы, что бывает на свете слоу-мо, что нужно в кадре поменьше мельтешить, что у них, оказывается, могут быть и старики, и детёныши, и история, и культура — всё это увы, низводится до нуля тем прискорбным фактом, что у фильма не просто нет сценария, его у него даже отрицательное количество. Отзывы: [150]


Пятое измерение: Пять раз отмерь


«Пятое измерение»:
Пять раз отмерь

Олег ДЕНЕЖКА

Если не заворачивать себе голову излишней фантастикой, кино у Макгигана вышло именно такое: динамичное, необычное и мало похожее на серийную жанровую продукцию. Пройдя по самому краю би«-муви», и не избежав сюжетной путаницы, режиссёр всё же снял занятное кино с вменяемыми героями и даже не без зрелищности. Да и персонажи вышли живописными, а главное очень живыми. Телекинетическая же перестрелка с помощью летающих в воздухе пистолетов смело может быть записана в новинки жанра. Отзывы: [9]


Судный день радио


Судный день радио

Роман КОРНЕЕВ

2018 год, в Великобритании вещает три сотни музыкальных радиостанций. И только в Америке благодаря тлетворной деятельности крайне правой клерикальной организации Небесная Сеть поп-музыка запрещена под страхом ядерной бомбардировки. И только одна радиостанция продолжает свою вахту на ниве растления молодёжи. Без перерыва на обед с борта «Елоусабмарин», дрейфующей в холодных водах Атлантики, вещает антиклерикальный голос величайшего секс-террориста коротковолнового эфира диджея Коннора. Отзывы: [3]


Бросок кобры: Солдат Джо


«Бросок кобры»:
Солдат Джо

Роман КОРНЕЕВ

По большому счёту всё это виделось таким изводом фильма «Братц», только «для мальчиков». Или второй инкарнацией экшна «Стелс». Однако несмотря на все усилия продюсеров, промоутеров и прочих сугубых профессионалов, кино оказалось не то и не о том. На самом деле, и это становится очевидно уже минуте на десятой, перед нами альтер-эго не чего-нибудь, а «Трансформеров 2». Вторые трансы, какими они должны были быть, но какими не стали. Отзывы: [40]


Любовники: На фоне Феникса снимается семейство


«Любовники»:
На фоне Феникса снимается семейство

Роман КУЛАНИН

Привыкшие к тому, что любовные истории в Нью-Йорке неизбывно протекают в залах дорогих ресторанов, модных клубов и прочей сверкающей мишуры, сталкиваясь с локациями «Любовников», не сразу находят понимание, что это прежде всего мелодрама, а не история с очередного Санденса. Во многом этому способствует и постановка, которая сознательно срезает красивости, заставляет объясняться в любви не в Центральном парке, а на крыше с по-российски уродливой трубой. Отзывы: [5]


Премьеры августа: «Район 9» и «Бесславные ублюдки»


Премьеры августа: «Район 9» и «Бесславные ублюдки»

Роман КОРНЕЕВ

Благодаря сговору календаря и отечественных римейкизаторов реальных премьерных уикендов в текущем месяце будет вовсе три, каковой факт только кажется противоречащим логике и арифметике. На эти три уикенда тонким слоем намазаны два фильма для обязательного просмотра, штуки три для необязательного, и ещё полдюжины артхаусных узкопрокатников. Что делать киноману всё остальное время — поди догадайся.

Отзывы: [3]


Приколисты: Американский неудачник


«Приколисты»:
Американский неудачник

Олег ДЕНЕЖКА

Скучно в этом фильме всем. В разной степени и с разным темпераментом, но неизменно. Шутить для героев является буквально некой трагической и героической фатальной необходимостью. Они бы уже с удовольствием процитировали Шекспира, но нет. На протяжении более двух часов режиссёр что-то пытается нам сказать. Ну, просто, вот-вот скажет. Вроде как длинный анекдот, где вся ценность в терпении и короткой финальной фразе. Терпения требуется много. Финальной фразы так и не будет. Отзывы: [4]


Джонни Д: Ревущие тридцатые


«Джонни Д»:
Ревущие тридцатые

Надежда ЗАВАРОВА

Майкл Манн показывает, как безвозвратно изменились люди всего за 75 лет. Собрав на съёмочной площадке прекрасных актёров, он рассказывает авантюрную историю о жестоком, но очаровательном разбойнике, который грабил банки меньше, чем за две минуты; мог зайти в полицейский участок и остаться незамеченным; мог очаровать любую девушку, а вместе с ней — и прочих законопослушных американцев. Всему этому гангстерскому великолепию не хватает разве что зернистости плёнки и всегда притягательной глубины кадра. Отзывы: [41]


Бруно: Эксгибисьон


«Бруно»:
Эксгибисьон

Роман КОРНЕЕВ

Самовлюблённый, ранимый, жутко талантливый полный придурок — вот амплуа Саши Барона Коена, ключевое слово «талантливый». Потому что там, где обычные городские психи, фрики и содомиты заголяются на людях или бегают за знаменитостями, все только вертят пальцем у виска, но если за этим стоит Саша, то скандал, настоящий, с судебными исками и мордобоем, с анафемой и кипящей смолой, такой скандал просто гарантирован. Потому что в цель. Отзывы: [24]





"Аватар"
"Луна 2112"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама