Сочувствие госпоже Месть:Сочувствие госпоже Месть: Тема мести раскрыта«Сочувствие госпоже Месть» (”Chinjeolhan geumjassi”), 2005 Есть внушительная доля несправедливости — рассказывать о трилогии Чхан-Ук Пака на примере первой и третьей ее частей. Однако — ничего не поделаешь, и от этого — сравнения и вовлечения «Олдбоя» неизбежны тем паче. Представленный в 2004 году на Каннском фестивале, он сделал из корейского режиссера персону грата в кинематографическом бомонде и пошатнул незыблемые дотоле позиции Ким-Ки Дука. Пришедшие, как обычно — но, слава Богу, хоть так — с опозданием «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть» в этом свете напоминают работу над ошибками. Именно о них и предстоит поговорить. Имея в основе общую структуру, каждый фильм этой трилогии выглядит упражнением в совершенстве. Но начнем по порядку. «Сочувствие господину месть» подкупает кажущейся простотой: молодой парень, глухонемой, что и полагается в общем русле азиатской экзотики, берет в заложники дочь своего босса. Цель — благородная — выкуп нужен для спасения своей больной сестры, но вместо этого кровь начинает литься рекой, герои обречены, спасения нет. Фатализм, пронизывающий всю трилогию, словно Мировое Древо, одновременно является ее фундаментом, в видении Пака — обязательный компонент мести. Однако те, кто видел «Олдбоя», могут невзначай смутиться. Дело в том, что в первой картине месть не имеет того возвышенного значения, что последует в дальнейшем. Скорее это моторика фильма: сказал не то — получай отрубленную конечность, такими мизансценами и происходит развитие сюжета, хронологически прямого, без экскурсов в прошлое или будущее. А конец — вполне предсказуемый еще в начале — не вызывает катарсических чувств. Если внимательно всматриваться в «Сочувствие господина Месть», то на ум приходит более органичная формулировка — черновик. Режиссер, почувствовав, что месть — блюдо с множеством возможных соусов, решил шлифовать найденную формулу — ведь в первом фильме нет ни умопомрачительного рапида, ни Вивальди в самых непредсказуемых моментах, ни полубезумного Мин-Сик Цоя — все это будет в других частях триптиха. А пока — назло дотошности хронологии — переходим к заключительной части. Феноменальный успех «Олдбоя» — лучшего фильма трилогии — принес режиссеру не только потолстевшие бюджеты, но тлетворное дыхание Запада, что для азиатских и европейских картин зачастую оборачивается частной катастрофой. Но в случае с «Сочувствием госпоже Месть» не все так плохо — видимо, самобытность Пака помогла. Словно поддавшись панегирикам Тарантино, он решил последовать за ним — и в последней части нас несколько неуверенно встречает не герой, а героиня. Гэм-жа больше напоминает еще не выветрившуюся из памяти Уму Турман из «Убить Билла», нежели корейскую девушку, похитившую ребенка и попавшую за это в тюрьму. Нет — играет она замечательно, история придумана изящно, остается даже место для самоиронии, так, например, в фильме из вторичного по важности монолога мы узнаем, что некий режиссер собирается снимать фильм про историю злополучной похитительницы. Однако вся эта изящность даже чрезмерна — после стильного, сбалансированного и выстреливающего навылет «Олдбоя», где страсти кипели вовсе не шуточные — режиссер, видимо, следуя принципу «чем больше, тем лучше», перегружает картину рюшечками и детальками. Если первые две части отдавали лютым антигуманизмом, то третья, начиная прямо с ужасающих по своей красоте титров, не показывает своей позиции вовсе, скрываясь за расцветшей барочностью. Отсюда и героиня, вместо героя — кроваво-красные веки глаз, а месть — не стимулятор, а успокоительное. Действие выглядит искусственно растянутым — флэшбэки в нелегкие тюремные будни, многочисленные подробности — главное, как говорит сама героиня, чтобы все было красиво. И с этим трудно не согласиться. Другое дело, что гармонии, какая была в уже замусоленном «Олдбое», нередко мешает эклектика — делать третий фильм о мести подряд — это вам не шуточки. В недра, по сути, трагедии, вмешивается совсем уж комедийная составляющая — ее Чхан-Ук Пак не чурался и в предыдущих частях, но там было как-то не смешно — то печень человека скушают, то роковой Цой морду скорчит — все это было попыткой очеловечивания. Здесь же все слишком человеческое, даже потрясающий учитель-убийца, собственно, предмет мести, вызывает сочувствие, притом, что представлен он совсем, как изувер. Дело, наверное, в актере — Мин-Сик Цой, совершивший дивную метаморфозу, превращается из героя, каким он был в «Олдбое», в антигероя — на что только не пойдешь, чтобы угодить женщине, оставаясь при этом светочем харизмы — прямо корейский Джек Николсон. Конечно, эти брюзжания закономерны, и виноват в них сам режиссер. После великолепного «Олдбоя» планка восприятия его работ заметно повышена, с этой позиции, «Сочувствие госпоже Месть» — шаг в неверном направлении. Да, чудесная картинка, повествование с подтекстами, по традиции великолепный саундтрек, в противовес — частичная потеря самобытности, как будто Тарантино накаркал, и они на время поменялись местами. И, если нестыковки повествования, положенные на алтарь общей красоты, понятны и вполне закономерны, то тот, почти античный размах, наличие которого ставило центральную часть трилогии вровень с мировыми киношедеврами, безвозвратно потерян. Яркое тому подтверждение — следующий фильм режиссера «Я робот, но это нормально», где комедия окончательно вытеснила трагедию. Можно смело воспринимать первую и третью часть вне контекста трилогии — получаются самодостаточные картины, имеющие каждая свой месседж и оригинальную архитектонику. Однако в целом выходит куда более интересное явление — триптих, это пятилетняя работа, демонстрирующая ошибки и их исправление, внутренняя мастерская автора — все на наших глазах в великолепной киноформе. Остается только посетовать, что Чхан-Ук Пак, как многие другие, соблазнился туманными благостями голливудского кинематографа. Может, на примере Такеши Китано и его «Брата», он осознает свою ошибку и вернется к своим азиатским корням. Пока же — у нас есть возможность собрать фантастическую кино-мозаику о мести, которая не только являет собой магию кино, но представляет краткую историю азиатского кинематографа, с его взлетами и падениями. До встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/02/21/vengeance.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ДРАМА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|