ММКФ-XXVIII: «Сны о рыбе», «Смерть рабочего», «Полурусская история»Фестиваль перевалил через экватор и приблизился к своему закату. Представляем вашему вниманию в очередном обзоре премьер ММКФ ещё одну конкурсную картину, не уронившую общую планку конкурса нынешнего года, две картины программ «Восемь с половиной фильмов» и «Национальные хиты», обнаружившие тяготение фестивальной программы к документальному кино, а также фильм, дискредитировавший программу «Гала-премьеры» и весь фестиваль заодно.
«Сны о рыбе» (“Sonhos de peixe”, Бразилия/Россия), 2006 Общая направленность «почти документального» кино режиссёра Кирилла Михановского понятна нашему человеку до мелочей — все мы в своё время засматривались яркими видами, доставляемыми нам в дом беспроводным способом и демонстрируемым нам ящиком, включённым на «Клубе кинопутешественников». Виды те, бывало, грешили рассуждении о «рабском труде рыбаков Полинезии», но нас интересовал не чужой рабский труд, а красоты подводного мира, красивые словосочетания вроде «коралловый атолл» и «Большой барьерный риф», нас мучили не вопросы выживания рыбаков и ловцов жемчуга, нам нравилось смотреть на мастерски заснятых акул-людоедов и гладкие движения морских скатов. Вот так и в «Снах о рыбе» — рыбаки отдельно, рыбы отдельно, а режиссёр с оператором мечутся между двумя этими крайностями и пытаются понять, за кого они, за белых или за красных. Вот оператор с рыбаками в первом же кадре ринулся в воду выталкивать лодку с берега, а вот волей режиссёра главные герои приезжают туда, где «янки дуреют», вот красивого, но съедобного ската раз за разом привычными движениями делят на всех к будущему обеду, а вот главный герой как-то очень неловко наряжается в костюмчик плейбоя из бразильской сборной и едет покупать девушке окно в иной мир, который она так же неловко жаждет в своих не очень идущих ей, опять же навязанных режиссёром мечтах. И такое складывается впечатление, что персонажи в итоге побеждают режиссёра, радуются телевизору как дети, а потом долго и как-то с заметной неохотой везут его на лодке «в город», с чётким ощущением, что погаснет сейчас экран и огромный телевизор под дружные крики всей деревни вернётся обратно. А всё почему? Потому что даже в псевдодокументальных экскурсах полезно верить персонажу, как себе, и не навязывать ему чуждой идеологии. Ну ненатурально герой хватается за голову над телом старшего товарища, погибшего во время очередного погружения, как не очень сочетался его же, товарища, костюм для ныряния и вполне органично-заводские лодки с моторчиком на фоне ржавых остовов, демонстративно попадающих раз за разом в экран на берегу. Точно так же ненатурально бегал герой с кувалдой вокруг дома, «деревенские» (а население рыбачьего посёлка так можно назвать смело) вообще редко суетятся, им спешить некуда, у них плёнка не кончится, круглогодичная ловля не прервётся и сериал не завершится раньше трёхсотой серии. Как только заканчивается игра на режиссёра, и даже на камеру, а начинается в кадре жизнь — тут же всё становится на свои места – капоэйра, ныряние, неловкая бразильская любовь, воспоминания о мёртвых и даже «профсоюзное собрание» — всё смотрится нескучно, правдиво, и ты даже временами престаёшь вспоминать, что это — всего лишь кино. «Полурусская история» (“Sipur hatzi-russi”, Израиль), 2006 Только мы успели посмотреть вполне документальную, хотя и художественную ленту о бразильских рыбаках, как нам тут же посчастливилось побывать на показе вполне себе игрового, но при этом удивительно документального кино про гоев и евреев. На первый взгляд между фильмами ничего общего, но на второй между ними прорезаются самые яркие параллели, на которые устроители фестиваля как-то, видимо, даже и рассчитывали, ведь не зря они насытили программы этого фестиваля различными оклодокументальными историями. Нет, лайв-стори сейчас в моде во всём мире, а особенно в Европе, особенно социально-направленные, однако сам по себе «лайв» нам лично не слишком интересен, да и социальной тематики у нас (чай, не Запад) хватает и в обыденной жизни. А вот что интересно — как же ловко порой живое прорастает сквозь холодный рассудок автора и как оно же лечит, прячет, скрывает ошибки и сценариста, и режиссёра, и даже зрителя заставляет понимать то, что он понимать не хочет, и заинтересовывает тем, что «скучно-скучно, неинтересно». Ну вот, вроде бы, история — сын русской матери и отца-еврея не говорит по-русски, но всё понимает, ходит с отцом «фотографировать дюны», а в свободное от учёбы время или околачивается у отца в фотостудии или бегает на спортивную секцию, не расставаясь с видеокамерой, и снимает что-то такое безо всякой цели. И вот однажды увязавшись с матерью на нечаянные латиноамериканские танцы «кому за тридцать» он встречает танцующую перед зеркалом девочку Натали, после чего уже буквально не может от неё отойти, оказываясь в итоге вместо спорта на бальных танцах, только танцует он там не с этой девочкой, а совсем с другой. Вот эта юная любовь и течёт перед нами своим чередом под вполне традиционный «азохенвей» эмигрантской среды со своими извечными проблемами — стоило ли уезжать, и если «всё — ради детей», то так ли уж счастливы дети видеть потом всю жизнь перед собой их сомнения. Всего таких историй перед нами ретроспективно пойдёт как минимум четыре, на фоне измен и трагедий, на фоне криков «русские», и им можно и сопереживать, и сочувствовать, но вот эти неловкие детские танцы, эта местами звериная детская жестокость, этот лопоухий пацан в коробке, всё это на поверку оказывается к зрителю куда ближе заэкранной повествовательности взрослых дядь и тёть профессиональных актёров. В этих танцах есть жизнь, неигровая, просочившаяся снаружи в игровое кино, а вкупе с песками и бетонными коробками поселений на выходе получается чрезвычайно документальная, живая история о русском Израиле, играющая и рассказывающая каким-то тонкими, почти незаметными гранями, блистающими в двуязычном сценарии.
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/06/29/mmkf.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: ММКФ 2017
Рецензия » Московский кинофестиваль 2015: снова российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » Московский кинофестиваль 2015: российское кино Роман КОРНЕЕВ
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Киноблог » «Врождённый порок», «Война миров Z», «Люди десятого часа», «РЭД 3» и «Перевозчик 4, 5, 6»
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|