Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

ММКФ-XXVII: «Проклятие», «Хористы», «Дорогая Венди»

Роман КОРНЕЕВ, Ирина КОЗЕЛ, 21 июня 2005

Журнал КиноКадр продолжает знакомить своих читателей с заметными премьерами различных программ Московского кинофестиваля. Ранее мы представили вашему вниманию фильмы «Последние дни» и «Входите без стука».

Чума на оба ваши дома

ММКФ-XXVII: Проклятие

«Проклятие» (“Tarnation”), США, 2003
Режиссёр, продюсер, оператор, сценарий, монтаж: Джонатан Кауэтт
Продюсеры: Гас Ван Сэнт, Джон Кэмерон Митчелл
Жанр: документальное кино
Номинация на награду Independent Spirit за лучший документальный фильм
Приз Sutherland Trophy Лондонского кинофестиваля
Программа «Восемь с половиной фильмов»

Документальное кино часто провокативно. Нет, не так, та часть документального кино, что оказывается в ярком свете рампы, часто провокативна. Автобиографическое документальное кино вообще может быть интересно широкому кругу зрителей и киноведов только в случае, если снимает его суперизвестная личность (но ей, как правило, подобные моральные стриптизы не нужны), либо личность малоизвестная, но дошедшая в процессе снятия луковой кожуры до таких едких глубин, что ой. Джонатан Кауэтт, где-то театральный актёр, где-то представитель сексуальных меньшинств, где-то фанат концептуального кино, где-то любящий сын и не очень любящий внук, создал нечто запредельно откровенное, с таким выворачиванием наизнанку, что этот выверт был замечен. И, видимо, оценен по достоинству.

ММКФ-XXVII: Проклятие , Хористы , Дорогая Венди

Рецепт простой. Берётся молодой (поначалу — очень молодой, а впоследствии уже далеко не такой молодой, автору, к слову, 32 годка стукнуло) человек, имеющий эксгибиционистско-трансвеститскую привычку снимать себя на камеру. Плюс какой-то семейный кино- и фотоархив. Плюс фриварная программа для видеомонтажа. Плюс идея-фикс о том, что его приёмные родители (они же — бабушка с дедом) поступили нехорошо, когда сдали (неоднократно) по совету врачей его мать на сеансы электрошока. Наложим на это историю с попыткой суцида материа, после которой она стала совсем не в себе, а также старую семейную легенду, в которой мать изнасиловали на глазах четырёхлетнего Джонатана.

На выходе получаем смутное, рваное, рябящее полотно «Проклятия». Не то Отцу, который не знал, что Джонатан существует на свете, не то матери, которая не смогла сбежать от родителей, не то приёмным родителям, которые всё это учинили. К слову, слово «tarnation» имеет несколько смыслов. Это ещё и «адские муки», и «освистание спектакля зрителями», и более мягко «порицание». Вот-вот. Классический пример английского слова, означающего, по сути, что угодно из громадной шкалы. Так и этот фильм.

ММКФ-XXVII: Проклятие , Хористы , Дорогая Венди

Документальный фильм? Простите, документальности кадров недостаточно для документальности фильма (см. Майкл Мур). Художественная психиатрическая драма? К чему там тогда всё это самолюбование юного гея? Автобиография? Так нету её, автобиографии-то. Недоросль какой-то на экране, вялый и безынициативный, вечносонный чеховский герой. Можно оценить за монтаж, но когда в зале откровенно мучается двести человек, искренне пытающихся понять, что же это им такое показали, ценить фильм за такую малость уже как бы стыдно. Да, это достаточно талантливый затянувшийся хоммэйд видеоклип про Одноногого Мальчика. Это тупик. Это никуда не ведёт. Увы.


Соловей, соловей, пташечка

ММКФ-XXVII: Хористы

«Хористы» (“Choristes, les”), Франция, 2004
По мотивам фильма Жана Древилля «Клетка для соловьёв» (1945, сценарий: Жорж Шаперо, Рене Велер, Ноэль-Ноэль)
Режиссёр: Кристоф Баратье
Сценарий: Жан Баратье, Филип Лопе-Куваль
Музыка: Кристоф Баратье, Бруно Кулэ, Жан-Филип Рамо
Операторы: Жан-Жак Буон, Доминик Жентиль, Карло Варини
В ролях: Жерар Джуно, Франсуа Берлен, Кад Мерад, Жан-Поль Боннэр, Мари Бюнэль, Жак Перрен, Дидье Фламан и другие
Номинация на «Оскар» как лучший иностранный фильм, за лучшую оригинальную музыкальную композицию
Номинация на премию BAFTA за лучшую музыку к фильму, как лучший неанглоязычный фильм, за лучший сценарий
Премии «Сезар» за лучшую музыку, за лучший звук
Номинация на премию «Сезар» за лучшую режиссуру, лучшего актёра, лучший фильм, лучший дебют, лучший дизайн и лучшую роль второго плана
Номинация на «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм
Номинация на «Хрустальный глобус» фестиваля в Карловых Варах
Программа «Национальные хиты»

«Хористы» ретроспективные не только своей отсылкой к фильму 45 года, не только визуальной, сценарной, операторской отсылкой к той эпохе, но в первую очередь неким ясно прослеживающимся призывом к чистоте, самоценности этой внутренней чистоты, нравственности и благости.

От начала и до конца Кристоф Баратье лишь обозначает прикосновения к каким-то там больным точкам. Неблагополучные дети, интернаты для сирот, малолетние бандиты на попечении у общества, злой гений, начальствующий при падших ангелах, смачная должность «надзирателя», матери-одиночки, врачи-изуверы, социальная незащищённость и прочая и прочая. Прикосновения обозначаются, фиксируются, но ни в коем случае не идут на обострение. Это спорт, а не дворовая драка. Укол тупой рапирой вместо ножа по горлу. Такова постановка вопроса.

ММКФ-XXVII: Проклятие , Хористы , Дорогая Венди

История о полуказарменном хоровом пении, об известном дирижёре, который когда-то был трудным подростком и умел петь. История о воспитании через приобщение к прекрасному. История о том, что правда — не в силе, а сила — в правде.

В фильме вы не найдёте ни мотивов оккупации Франции (действие нарочно сдвинуто на 48 год), ни новомодных вопросов педофилии (см. «Дурное воспитание»), ни просто сколь угодно акцентированного превышения мсье директором свои полномочий. И малолетние дебилы (sic!), уголовники (покушение на убийство, неоднократное) и просто неблагополучные дети выходят какими-то картинно-неблагополучными. Как в старом «Ералаше»: «Эо эсто вотро ново маэстро. Гверески, дамми уна пломбола». Вроде как это не хулиганы, а такие ангелы, они просто притворяются.

ММКФ-XXVII: Проклятие , Хористы , Дорогая Венди

Книжность происходящего радует глаз красивостью сказки, но уверенность в том, что тебе рассказывают сказку, смешную, захватывающую, добрую и светлую, но всё-таки сказку, не покидает тебя примерно с конца первой трети фильма. А сказке очень трудно сопереживать. За ней можно только следить, с любопытством, с интересом. Но в неё не вовлекаешься, и смысла в ней — как во всякой сказке, одна лишь мораль в конце.

Да, музыка это прекрасно. Да, постулативное самоотречение главного героя греет душу, но уж слишком не верится в чистые сортирные полы, отсутствие крыс в карцере и кнута в нижнем ящике директорского стола. Вот до чего нас развратил современный кинематограф. Увы, попытки отыграть назад могут всячески приветствоваться, но вряд ли будут иметь хоть какой-то результат. Потому что Хоботовы, увы, вымерли вместе с пятидесятыми-шестидесятыми. На дворе двухтысячные.

А как же музыка, спросите вы. Музыка — отличная.


И старушку — топором

Дорогая Венди

«Дорогая Венди» (“Dear Wendy”), Дания, Германия, Франция, Великобритания, 2004
Режиссёр: Томас Винтерберг
Автор сценария: Ларс фон Триер
В ролях: Джейми Белл, Билл Пуллман, Майкл Ангарано, Новелла Нельсон, Дансо Гордон, Крис Оуэн, Элисон Пилл, Марк Веббер и другие
Участвует в основном конкурсе XXVII ММКФ

Сняв фильм по сценарию Ларса фон Триера, Томас Винтерберг невольно обрёк себя и собственное детище на постоянное рассмотрение в контексте творчества своего знаменитого соратника.

И хотя и у самого Винтерберга есть имя, однако фон Триер постоянно фигурирует рядом — и манифест «Догмы 95» они писали вместе, и знаменитое «Торжество» Винтерберга, собравшее множество международных наград, вышло в свет как один из первых триумфальных фильмов, созданных в рамках «Догмы». В итоге Триер оказывается главнее, потому что провокативен, скандален и более знаменит, да и просто потому что снял свой первый фильм, когда Винтерберг едва закончил дошкольное образование.

Неудивительно, что и журналистов на пресс-конференции интересовали аспекты творческих взаимоотношений Триера и Винтерберга, неудивительно, что и фильм «Дорогая Венди» хочется рассматривать во многом с этой точки зрения.

Впрочем, с фильмом всё не столь формально, здесь природу влияния Триера стоит раскрыть яснее. Как известно, последний снимает подчеркнуто сценарное кино. Кино, в котором в первую очередь важно неумолимо точное, математически выстроенное развитие сюжета, ведущее зрителя сквозь так любимый мастером эпатажа психологический или этический эксперимент, и приводящее в итоге к какой-нибудь провокационной развязке. Если зритель чувствует растерянность и потребность аплодировать тому, что еще полчаса выходило за рамки его этических норм — значит, эксперимент удался, по такой схеме построено множество триеровских фильмов, вспомнить хоть последнее произведение — «Догвилль» (на момент написания статьи премьера второй части «американской» трилогии «Мандерлэй» на ММКФ еще не состоялась).

Дорогая Венди

Само собой, успешность эксперимента в не меньшей степени зависит от исполнения, от того какими средствами этот сюжет доносится до аудитории, однако если в другом кино сценарий может задавать некий довольно подвижный бэкграунд, то у Ларса фон Триера сценарий — это жесткий каркас, разрушение хотя бы одного звена которого ведет к значительному повреждению всей конструкции. Такое кино — как математическая модель: даже если моделируется что-то живое, это всё же модель — может, и неожиданное для зрителя, но запрограммированное получение результата по заданной схеме в рамках сделанных допущений. И как тут, скажите, не выражаться в технических терминах.

Понятно, что при такой постановке сценарию в фильме Томаса Винтерберга не могла быть не уготована весьма значительная роль. На пресс-конференции режиссёр рассказал, что его стиль работы над фильмом более интуитивен, не столь математически выверен, как у Триера. В «Дорогой Венди» согласие между интуитивной манерой Винтерберга и неумолимой моделью Триера было достигнуто в том, что Винтерберг, по его собственным словам, попытался наполнить абстрактные идеи триеровского сценария жизнью.

Дорогая Венди

Получился весьма забавный результат. Вместо абстрактных идей, наполненных жизнью, нам показали одну из историй о том, как жизнь борется с абстрактными идеями. На примере красиво выстроенного рассказа о группе подростков из захолустного американского шахтерского городка, которые в некотором роде поклоняются оружию, поэтизируют и персонализируют его, одновременно считая себя при этом принципиальными пацифистами и клянясь никогда не использовать это оружие против других людей.

Вопреки заявлениям, жизни в фильме мало, для неё там просто нет места, сценарием не предусмотрено. Зато есть страсть, в виде горящих глаз, жертвенности и преданности, обращенных, правда, всё к тем же абстрактным идеям.

Многие не любят триеровские сценарии за вышеупомянутую нарочитую смоделированность. Однако в профессионализме и филигранности исполнения мэтру еще не отказывал никто. Вот и «Дорогая Венди» на фоне очень разных фильмов фестивальной программы выделяется ювелирностью исполнения авторского замысла, взять хоть сценарную сторону, хоть стилистическую — как визуальную, так и звуковую. Кроме того, картине не откажешь в неожиданности, как и другим историям Триера, который к своей парадоксальной морали всегда сочиняет не просто парадоксальные, но очень неожиданные, ни на что не похожие сюжеты.

Дорогая Венди

«Дорогая Венди» — ещё один пример того, что изделия Ларса фон Триера могут вызывать в себе разные, в том числе полярные чувства, но все они свидетельствуют о том, что мастер не сдаёт позиций, по-прежнему горазд на выдумки, всё так же циничен, так же ироничен, так же скучен, зануден, интригующ и загадочен одновременно.

А «Дорогая Венди» помимо прочего, вышла ещё и какой-то моделью в модели, эдаким фракталом, где авторы рассказанной историей иллюстрируют собственный подход к творчеству. Вспомните, например, как герои фильма под пулями, которые сами же и спровоцировали, тащат полумёртвую старушку в чайную, якобы ради старушки, а на самом деле исключительно для достижения своей абстрактной цели, которая для них важнее жизни. Эта полумёртвая, боящаяся выходить на улицу старушка, неожиданно выхватывающая из сумки пушку и палящая во врага, так что у всех отвисает челюсть — чем не лёгкий намёк на самого Триера с его известными фобиями и выкидыванием кинематографических фокусов. И в своём же произведении авторы развлекаются диалогами с самими собой, вкладывая в уста одного из персонажей, например, следующие слова: «Ребята, вы чокнутые. Вы знаете, что я не с вами, но я буду прикрывать вас, пока мне не придётся жертвовать для этого собственной задницей».

В чём-чём, а в остроумии этой парочке не откажешь. Браво.

Любите кино.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/06/21/mmkf.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме: ММКФ 2017
Обзор » ММКФ 2014: между нашим и ненашим Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: кино народов мира Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ 2014: Корбайн, Ходоровский и КСП Роман КОРНЕЕВ, Никита КОМАРОВ
Обзор » ММКФ-2013: возвращение в невинность Роман КОРНЕЕВ, Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
ММКФ-XXVII: «Последние дни», «Входите без стука»


ММКФ-XXVII: «Последние дни», «Входите без стука»

Роман КОРНЕЕВ

В фильме Гаса Ван Сэнта о последних днях Курта Кобейна довольно всего — музыки, одиночества и долгих, бесконечно долгих планов. С них фильм начинается — путешествием без начала, когда Блейк появляется в лесу и долго-долго куда-то идёт. «Входите без стука» Вима Вендерса - ещё один древний, как человечество, сюжет. Ещё древние римляне говорили — отец всегда неизвестен. Престарелая кинозвезда сбегает с площадки, уничтожает следы и отправляется домой.

Отзывы: [1]


ММКФ-XXVII на старте


ММКФ-XXVII на старте

Редакция «КиноКадра»

По количеству громких премьер масштаб фестиваля в этом году несколько скромнее, чем в прошлом, однако общее количество фильмов превышает прошлогодние цифры. Кроме того, впечатляет участие мэтров авторского кинематографа во внеконкурсных показах. С нынешнего года на ММКФ, относящемся к фестивалям класса «А», разрешено показывать фильмы, ранее демонстрировавшиеся на других конкурсах. Это позволило включить в программу, например, наиболее интересные каннские премьеры тем самым усилить интригу.


Каннский кинофестиваль-2005, финальный обзор


Каннский кинофестиваль-2005, финальный обзор

Редакция «КиноКадра»

В субботу на каннской набережной Круазет прошла торжественная церемония закрытия 58-го Международного Каннского кинофестиваля. Объявлены победители, вручены награды, выражены недоумения и начаты споры по поводу решения жюри, а мы тем временем представляем вниманию наших читателей финальный обзор прессы, освещавшей фестивальные будни и фильмы, участвовавшие в конкурсной программе только что отгремевшего международного киносмотра


Бэтмэн: начало: Ужас, летящий на крыльях ночи


«Бэтмэн: начало»:
Ужас, летящий на крыльях ночи

Роман КОРНЕЕВ

В фильме полно отличного триллер-экшна. Достаточно отсылок к работам классиков. Много неплохого юмора. Очень много неплохих актёров. Но в нём маловато внутренней логики, он разбит на слишком много кусочков-новелл, как будто снимали не фильм, а сериал, слишком много «объяснялок». И самое главное — господа, вы уж либо снимайте комикс по канонам, либо отходите от них целиком и создавайте свои. Отзывы: [12]


Мистер и миссис Смит: Правдивая ложь: новый уровень


Мистер и миссис Смит:
Правдивая ложь: новый уровень

Елена ПРАВДА

Два экшн-актёра, чьи имена прочно ассоциируются со стрельбой и мордобоем, в роли семейки наёмников-убийц они неверотяно оргиничны. И вся подковёрная, внесценарная история мистера и миссис — это история того, как, со смехом и улюлюканьем, через посредство стрельбы в воздух и на поражение, эти ини и яни сольются, наконец, к всеобщему удовольствию, во что-нибудь единое-целое. Отзывы: [29]


Автостопом по Галактике: Через тернии, или Туда и обратно


Автостопом по Галактике:
Через тернии, или Туда и обратно

Роман КОРНЕЕВ

Достойное кино. В первую очередь — достойное гуманистическим посылом, в котором каждому воздаётся по заслугам. И есть ли тут смысл копаться в распределении бюджета по дорогостоящим спецэффектам, во всей этой общей ретрофантастичности. Картина оставляет впечатление невероятно светлого настроя, что, согласитесь, нынче редкость. А это уже самоценно. Отзывы: [36]


Саундтреки весны: «Месть Ситхов», «Царство небесное» и другие


Саундтреки весны: «Месть Ситхов», «Царство небесное» и другие

Елена ПРАВДА

Весна традиционно включает два известных годичных всплеска киноактивности — весенние школьные каникулы в марте и майская блокбастерная очередь на выход. Когда же ещё нам ждать могучей волны свежих саундтреков, как не весной, тем более, что в этом году и отечественный кинодел поспел к раздаче, выпустив в конце февраля «Турецкий гамбит» с достаточно сильной звуковой дорожкой, о чём мы уже писали, а уже в середине марта прогремел «Бой с тенью», с которого мы и начнём наш традиционный обзор.


«Полный Пэ»: коллекционные «Бешеные Псы» и «Хроники Риддика» в переводе Гоблина


«Полный Пэ»: коллекционные «Бешеные Псы» и «Хроники Риддика» в переводе Гоблина

Роман КОРНЕЕВ

Гоблин и его студия «Полный Пэ» осчастливили любителей сразу двумя знаковыми релизами. По контракту с компанией CP Digital Гоблином был осуществлён перевод режиссёрской версии фантастического боевика «Хроники Риддика», а также был снят документальный фильм «Вскрытие “Бешеных псов”» для коллекционного издания фильма Квентина Тарантино — перевод прилагается традиционно богатый абсценной лексикой.

Отзывы: [1]


Мадагаскар: С Мадагаскара, где много диких лемуров


«Мадагаскар»:
С Мадагаскара, где много диких лемуров

Елена ПРАВДА

Четверо друзей-зверей из нью-йоркского зоопарка отправляются в самоволку, поддавшись на уговоры остолопа-зебры, которому задурила голову военизированная группа отмороженных пингвинов. И в результате вся банда попадает на этот самый Мадагаскар, где встречается с колонией безбашенных лемуров, у которых есть свои проблемы, и эти проблемы неплохо было бы решить, пока совсем не одичали... Отзывы: [11]






5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама