Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Статский советник:

Статский советник: Иной Фандорин

Роман КОРНЕЕВ, 24 апреля 2005
 
Поставьте фильму оценку!

«Статский советник», 2005
По мотивам романа Бориса Акунина
Генеральный продюсер, художественный руководитель: Никита Михалков
Режиссёр-постановщик: Филипп Янковский
Автор сценария: Борис Акунин
Оператор: Владимир Опельянц
Композитор: Энри Лолашвили
Художник-постановщик: Владимир Аронин
В ролях: Олег Меньшиков (Фандорин), Никита Михалков (князь Пожарский), Константин Хабенский (Грин), Владимир Машков (Козырь), Олег Табаков (князь Долгоруцкий), Фёдор Бондарчук (полковник Бурчинский), Мария Миронова (Жюли), Эмилия Спивак (Эсфирь Литвинова), Оксана Фандера (Игла), Алексей Горбунов (Рахмет) и другие

Отечественное литературно-кинематографическое наше всё последних лет — франшиза о приключениях Эраста Петровича Фандорина продолжила на днях своё победное шествие по городам и весям. На экраны страны вышел фильм Филиппа Янковского и Никиты Михалкова «Статский советник» по сценарию Бориса Акунина. И на этот раз первое, что можно и нужно сказать — вышло на экраны не продюсерское «изделие номер три», но действительно кино, оконтуренный продукт, требующий для себя настоящей рецензии, а не публичных стенаний в жанре редакторской колонки. Сегодня у меня для вас именно рецензия. Милости прошу.

В первую очередь нам представлен целостный (возможно, спорный, и не лишённый ошибок, но целостный) кинообраз, выверенный стилистически и идейно, в фильме есть замысел кроме разрисовывания красот и расчудес, от начала к финалу прочерчена вполне ясная траектория сюжета, чего ой как не хватало аттракционам «Турецкого гамбита». Собственно, создатели фильма сами навязывают зрителю необходимость постоянного сравнения между собой этих двух проектов. Лозунг «Статского советника» — настоящий Фандорин в настоящем деле — спустя неделю после затяжного рекордного проката ТГ смотрится вызовом самому себе на грани шизофрении. Ну, ваше дело предложить, значит, будем сравнивать.

В никуда исчезли яркие цвета и аксельбанты, Зуровы и Исмаил-беи, теперь на экране действие сумрачное, суровое, нервное, и очень-очень холодное. Запараллеленные между собой персонажи двух фильмов столь диаметрально противоположны друг другу, что остаётся только поражаться всей этой кинематографической изощрённости: идиотическая, переосовремененная, глупая и подорванная Варвара Андревна превращается во взбаломошную, но вполне контемпоральную действию Эсфирь Литвинову с большими… глазами. Император-отец в эпизодической роли превращается в дурковатого великого князя Семёна. Неуловимый Анвар превращается в неуловимого же СДД, а живой, хотя и глупый Фандорин-Бероев, скачущий на лошади, летающий на шаре, стреляющий с ружжа и набивающий с Анваром друг другу морды превращается в сухого, отстранённо-дедуктирующего Фандорина-Меньшикова, который крутится на стуле, эпизодически спит с сочувствующей Литвиновой, внушает князю Долгоруцкому, уворачивается от пуль и водит подозреваемых в баню.

Тема Фандорина вообще в новом фильме снова совершает сальто обратно прогнувшись, очередной раз заставляя поразиться происходящей перемене. Да, это совсем другой Фандорин. Он более органично подчинён книге, он персонаж куда более зрелый, окружённый своей тайной (которой, увы, до сих пор без лупы не просматривалось), досконально вписанный в чёрно-белый мутный мир заснеженной купеческой Москвы. Со всеми бакенбардными старцами, служками, карьерными обер-полицмейстерами и царственно-идиотическими генерал-губернаторами. Другое дело, что, будучи помещённым в этот многоугольник, Фандорин автоматически снова теряется на фоне окружающих персонажей, мгновенно упускает главенство на площадке, предпочитая куртуазировать, париться в бочке, устраивать кендо с Массой и крутиться на стуле. Предпочитая собственно активному расследованию.

Детективом он смотрится только в первый миг своего появления, когда «доктор сказал — в морг». В остальное время он — персонаж виртуальный, скорее брэнд, нежели следователь. Да, Фандорин в исполнении Меньшикова ближе к оригиналу, сам Акунин этот момент подтверждает в каждом интервью. Все эти седые височки, подбритые усики (их, кстати, в фильме так много, что историческая деталь даже начинает раздражать), холодное малоэмоциональное лицо, привычка сначала утаить, а потом тщательно позагибать пальцы на элементах своей дедуктивной деятельности, всякие биографические мелочи вроде японца-слуги, а также обещанное создателями уворачивание от пущенных вплотную пуль и прочий экшн.

Фандорин-живой, а не Фадорин-маска при этом мелькает ещё буквально в паре сцен, разбросанных, правда, на протяжении всего фильма, вспомнить хотя бы ударное и эффективное «взятие» Рахмета, которое устраивает форменное дежа-вю на фильм «Эквилибриум», но в данном случае, в отличие от натужных «погружений в сумрак» ТГ, эпизод настолько органичен и сделан настолько достойными средствами, что автоматически становится одним из лучших в фильме.

Увы, на этих нескольких эпизодах «тот самый Фандорин» практически и заканчивается. Ну, не считать же за проявление фандоринских статей условный «паркур» по крышам баней (без раскрытия интересующей дам темы в стиле «ню», которая присутствует в книге) с последующим суточным отсыпанием в полном детективном обмороке. Резюмируя, можно сказать, что герой стал ближе к тому, что в книжке, но он, во-первых, стал окончательно безжизненным, а во-вторых, он так и не стал главным действующим лицом на площадке. Ждём более удачных воплощений?

Что же касается всего окружения, то дело тут обстоит куда лучше. Бал правят бомбисты, революционэры и Никита Михалков. Если последний в роли самого себя (матёрый, циничный, волевой, агрессивный, железный кулак, государственничецкий крен в анамнезе, безапелляционность, деловитость и нахрап) традиционно хорош, возвращение джедая так сказать, будьте-нате, то бомбистская куртуазная ячейка своей аутентичностью и актуальным таким мандражом (знакомым некоторому зрителю ещё по фильму «Всадник по имени Смерть» с Паниным в главной роли) взваливает на свои плечи основное действие, как сценарно-детективное, так и просто человеческое.

После первого же знакомства с милой компанией ценителей кинжалов с двумя буковками на рукояти и хорошей порции нитроглицерина понимаешь, кто тут в действительности главный герой. Если остальные персонажи, сколь угодно крупные (Никита свет Сергеевич не разменивается на мелочь), лишь исполняют роль живой мебели фильма, а большинство из «четырёх подозреваемых» смотрится не более чем вставными юмористическими персонажами, то «Боевая группа» сотоварищи с Иглой, Жюли и Козырем отличаются куда более заметной ролью.

За каждым из них в кадре есть история, характер, образ, смысл его пребывания в виртуальной кинореальности данного конкретного фильма. В этом отношении, конечно же, Константин Хабенский (как бы предвзято кто к нему не относился) вместе с Оксаной Фандерой в роли Грина и Иглы держат на себе, цементируют действие, формируя вместо того формального, мало кому нужного и бюрократического детектива, в котором крутят друг другу усы Фандорин и Пожарский, настоящее партийное расследование, которое они, несмотря ни на что, доведут до конца.

Хабенский в роли Грина холоден и опасен в пику пустопорожней холодности и опасности Фандорина. У него есть его убеждения, у него есть его борьба. Глядя на него, понимаешь, как такие как графиня Добринская становятся в ряды террористов. Эта нечаянная любовь на фоне «случайных людей в революции», выписанных с таким же тщанием и объёмом, представляется зрителю кладезем эмоций в сравнении с пустыми бессмысленными «сочувствованиями» Эсфири и Фандорина. Каковая Эсфирь исчезает с экрана так же неожиданно и глупо, как и возникает.

начало статьи » читать дальше

Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/04/24/statsky.shtml
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме: «СТАТСКИЙ СОВЕТНИК»
Рецензии в рубрике "ДЕТЕКТИВ"
Побег: Недописанный рецепт


«Побег»:
Недописанный рецепт

Роман КОРНЕЕВ

Евгений Миронов — великолепный актёр, один из сильнейших своего поколения. Но амплуа князя Мышкина приросло к нему накрепко, и участие актёра в заявленном боевике — явление непонятное. Хотя интересное, есть желание взглянуть, что получится. А получился — молодой и более хрупкий телом… Андрей Панин. Мимика, жесты, манера говорить в переудлинённой завязке фильма, слепая ярость в середине и конце. И лишь громадная интерлюдия в тайге снова возвращает нам былого Евгения Миронова.

Отзывы: [12]


Турецкий гамбит: Сеанс одновременной игры


«Турецкий гамбит»:
Сеанс одновременной игры

Роман КОРНЕЕВ

Такие проекты требуют бережного отношения. Скажешь грубое слово — обидятся авторы и те коллеги по цеху, что успели проект похвалить. А если ты ещё и настаиваешь на своей правоте, значит — считаешь авторов — бездарями, а коллег дураками. Нехорошо. А не сказать грубое слово тоже нельзя, слишком много амбиций, слишком логичны ходы, слишком много слов о проектах и кинопроизводстве, но где тут кино, а не проект — это предмет отдельных разбирательств.

Отзывы: [99]


Забытое: И Малдеры с косами стоят…


«Забытое»:
И Малдеры с косами стоят…

Елена ПРАВДА

Так уж получилось, что все значительные психологические триллеры или приравненные к ним картины смешанных жанров крутятся в своей идеологии вокруг шаткой границы между мистикой, психоанализом и барабашками. Вряд ли я открою страшную тайну, если скажу, что усилиями Голливуда и мистика, и «напланитяни», и уж тем более психиатрическая лирика нынче пребывают в жутком запустении. Придумать по этому поводу что-то действительно оригинальное и трогающее душу зрителя нынче практически невозможно

Отзывы: [3]


Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна: Как мисски в банке


Мисс Конгениальность 2: прекрасна и опасна:
Как мисски в банке

Ирина КОЗЕЛ

Фильм получился эдаким пиром визажистов и стилистов, пособием для имиджмейкеров. На протяжении сужета Сандра Баллок из хрюкающей и растрепанной агентши превращается в гламурную барби, затем в девушку из шоу, в процессе обратного превращения успевает побыть в роли натуральной старушки, и апофеозом всего становится выдающееся дефиле через дорогу агента Грэйси и агента Фуллер, две такие невыносимо прекрасные и душераздирающе мэнстайл-вумен. Тринити такие без латекса.


Лысый нянька: спецзадание: Лысый дядька Дизель


Лысый нянька: спецзадание:
Лысый дядька Дизель

Елена ПРАВДА

Эта новейшая американская комедия, даже несмотря на присутствие в кадре брутально-лысого Вин Дизеля в роли морского пехотинца, была задумана и остаётся детским, абсолютно детским кино. Дети шпионов, да. Отсюда растут все ноги и у общей идеи сюжета, и у конкретной его реализации. Не стоит в этом фильме ждать могучего экшна, зубодробительного мордобоя в исполнении мистера «Три Икса», равно как не стоит ждать от фильмы какой-то там детективной составляющей. Не в коня корм. Отзывы: [14]


Акулы 3D: Подводная братва


«Акулы 3D»:
Подводная братва

Ирина КОЗЕЛ

Любители острых ощущений не найдут здесь чем пощекотать нервы, ибо картина лишёна намеренно эпатирующих художественных приёмов. Вся красота в ней — спокойная и беспристрастная, рожденная увлечённым и строгим взглядом исследователя, взглядом учёного, умеющего показать ту истину, которая интереснее и увлекательнее любого вымысла. Именно поэтому на сеанс можно и нужно приводить в том числе и очень маленьких детей. Подарите своим детям незабываемое зрелище, просвещайтесь и радуйтесь вместе с ними.

Отзывы: [1]


Сахара: Нигер-река, течёт издалека. Долго


«Сахара»:
Нигер-река, течёт издалека. Долго

Елена ПРАВДА

Велкам бэк, милая Африка, велкам ту зе реал ворлд. Приключения нынче в моде разве что ну очень юмористические и (или) такие же очень мистические. Тайны и загадки мало кого интересуют сами по себе, воображение зрителя подорвано царством виртуальной реальности, но сахарино горе как раз в том и состоит, что мистики в ей ни на грош (уж такой сценарий, раньше думать надо было), а в приключенческих моментах ей приходится соревноваться в совершенно невыгодных условиях. Отчего так? Присмотримся.

Отзывы: [3]


Премьеры апреля: Вин Дизель, Олег Меньшиков и Рената Литвинова


Премьеры апреля: Вин Дизель, Олег Меньшиков и Рената Литвинова

Ирина КОЗЕЛ, Елена ПРАВДА

Апрель — месяц относительного затишья: пару ужастиков, несколько боевичков-середнячков, череда восходящих к авторскому кино, замеченных на международных фестивалях фильмов, достойных, но явно не предназначенных для широкого проката, среди этого разнообразия целых четыре отечественных ленты, в целом достаточно плотный график показа, но засилья громких премьер тоже не наблюдается — такова картина апрельского кинопроката

Отзывы: [2]


Константин: повелитель тьмы: Отлично, Джон Константин


Константин: повелитель тьмы:
Отлично, Джон Константин

Роман КОРНЕЕВ

Кроме компьютерных эффектов, а также разного рода мрачных картин и буйства стихий, «Константин» обладает чем-то неуловимым, что отличает проходные блохбастеры от картин, обречённых стать явлением. Не в элементах конструкции дело, пусть те сколь угодно гениальны, а в герое. Зрителю кажет лик интересный, в меру весёлый, в меру циничный и не слишком уходящий от образа Нео герой — без него прочие изыски никому не нужны.

Отзывы: [33]





"Турецкий гамбит"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры
ролики
кадры, постеры
блоги, бокс-офис
новости
упрощённые сценарии
афиша
другое
результаты
Что вам интересно на Кинокадре:
рецензии, обзоры 73%
ролики 7.7%
кадры, постеры 3.3%
блоги, бокс-офис 2.1%
новости 4.1%
упрощённые сценарии 3.6%
афиша 3.3%
другое 3.2%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама