Рэй:Рэй: Из джаза«Рэй» (“Ray”), 2004 У жанра байопика одна общая неизживаемая беда с эпиками и экранизациями известных литературных произведений — все они в той или иной степени неизбежно являются альтернативкой по отношению к дышащему им в спину прототипу-первоисточнику, и сколько живы они будут, столько воплощенное в них авторское видение будет бороться с толпами разного рода правдоискателей и разоблачателей, не желающих признать право произведения на самостоятельную жизнь и отдельную от первоисточника ценность, провозглашая тем самым его априорную вторичность. Однако пока в сообществах оных любителей точных соответствий ведут внутренние дискуссии о том «а так ли всё было на самом деле», критикуемые ими творения живут той самой недозволенной собственной жизнью, завоевывая зрительское признание и собирая премии, показатель признания профессионального, подобно фильму Тэйлора Хэкфорда «Рэй» — жизнеописанию легендарного американского музыканта Рэя Чарльза, на днях вышедшему в российский прокат, а на Западе собравшему уже несколько профессиональных наград и выдвинутому на Оскар в шести номинациях, среди которых главнейшие — «лучший фильм» и «лучший режиссёр». Биография Рэя Чарльза просто создана для экранизаций — босоногое детство в нищем негритянском районе, нелепая трагическая гибель младшего брата и груз вины за это на всю жизнь, наступившая в семилетнем возрасте слепота, талант, требующий самореализации, не сразу пришедшее признание, блестящая карьера музыканта, историческое выступление против расизма, наркотики, мучительное избавление от них, и музыка, музыка, музыка, умопомрачительная, всепоглощающая. Готовый сюжет на блюдечке: драматичность, необходимая составляющая жизнеописания гения, налицо — и вот вам глубина и поле для сопереживания, событийная насыщенность впечатляет — и вот вам динамичность повествования. Осталось выбрать угол зрения, облечь это в окончательную форму и расставить акценты. При таких биографических данных легко можно было закрыть глаза на нюансы и живописать великого сына нации, рыцаря без страха и упрека, героя, сумевшего победить все тяготы жизни, не предать талант, выступить, рискуя делом жизни, первым борцом за права черных, и победить — сначала себя, потом мир. Могла получиться хорошая героическая сага. В меру вдохновенная, в меру пафосная, моралистическая, вся по канонам — достойная дань жанру, но не живому человеку. Произведение же Тэйлора Хэкфорда оказалось куда более неоднозначным. Жизнь человека, которого ведет величайший талант, всегда находится несколько в другом измерении, чем жизнь окружающих его людей. Конфликты жизненных ценностей, сложность отношений с близкими людьми, поступки с нравственной окраской от жертвенно-героической до граничащей с предательством — всё это в фильме есть, всему этому режиссёр сумел не давать однозначных оценок, не упрощать, не навешивать ярлыков, позволяя зрителю формировать собственное отношение к рассказанной истории. Пока шли съемки, главный герой повествования был еще жив и, как пишут, участвовал в процессе создания фильма. К концу съемок Рэй Чарльз ушел из жизни. Судить о том, как сказалось его участие в съемках, сложно, да и не нужно. Одно из достоинств фильма, как уже было сказано, в том, что он не транслирует ничьих оценок, не пропагандирует, не морализирует. Задуманный режиссёром и талантливо воплощенный Джейми Фоксом образ Рэя Чарльза остается богатейшей пищей для рефлексии и эмоционального восприятия любой полярности, что и демонстрирует кинокритическая пресса, выдавая самые разные оценки количеству правды жизни в этой картине. Забывая, что в творческом продукте правда жизни должна быть в ощущениях, а не в фактах, которые лишь инструмент, требующий умелого использования. Поскольку кино все-таки зрелищное искусство, приятно, что не менее тщательно выстроена картинка в кадре. На волне всё более заметного перехода кино от режиссёрского к операторскому, дизайнерскому — даже такие совсем не заточенные под это жанры, как байопик, демонстрируют эту тенденцию, радуя глаз бешеным эстетизмом и стилистической выверенностью каждого кадра. Ну а музыка в этом фильме — это не просто музыка, это квинтэссенция, вдохновение и смысл всего происходящего на экране. Энергетикой и силой эту сторону картины режиссёру помогает наполнить уже сам Рэй Чарльз, своим творчеством, которому посвятил всю жизнь и завоевал широчайшее мировое признание. По причине выдающейся музыкальности на вручении «Золотого глобуса» фильм фигурировал в том числе в мюзикловых номинациях, хотя киномюзикл всегда считался жанром скорее легким, полукомедийным. В частности, за роль Рэя Чарльза Джейми Фокс получил награду в несколько нелепой для данного случая номинации «лучший актер комедийного фильма или мюзикла», что хоть и немного обескураживает, но не умаляет достоинств. Кино получилось на редкость настоящее, помимо прочего тонко касающееся сложнейшей темы соотнесения личности творца с его произведениями — вопроса, до сих сбивающего с пути истинного многих ценителей чужого творчества. Любите кино!
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/02/02/ray.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "МЮЗИКЛ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|