Я, робот:Я, робот: Не в трёх законах счастье«Я, робот» (“I, Robot”), 2004 Азимов всегда для меня был загадкой. Не потому, что непонятно пишет или тайны какие вокруг его творчества роятся. Никакой мистики, всё просто — берёт автор идею, часто просто пришедшую мимолётом в голову, или подсказанную одним из знакомых (как было в случае с Тремя Законами), и рисует на этом основании нечто сугубо своё, личное, романтическое или философское, юмористическое или в стиле хороших литературных боевиков с детективами. Из всего цикла о роботах Азимова вряд ли можно выбрать три совсем уж однотипных рассказа или повести. А если вспомнить его непосредственное продолжение — «Основание», тут следы даже тех, основополагающих Законов теряются так прочно, что остаётся только признать — автор классики жанра фантастики о роботах всегда оставлял за собой право писать не теоретический трактат в стиле позднего Лема на насущные проблемы робототехники или строения позитронных мозгов. Он писал истории для людей, а не для роботов, истории самые разные. А потому сразу замечу — вольности создателей фильма «Я, робот» по отношению к первоисточнику оправдываются вольностями самого Азимова. И не столь важно — мог ли робот по Азимову убить человека или спасти лишь одного из двух, оказавшихся в беде, предпочтя его спасению другого. Да и несколько анахронистические (в обе стороны разом!) рассуждения о «разностной машине» и самовозникающих «произвольных протоколах» в позитронном мозгу только с первого раза кажутся неуместными. Да, в оригинале у роботов не было никакого такого «программного обеспечения», и Законы были тесно вплетены в саму физическую структуру позитронного мозга, так что обойти их нельзя было ни управляя роботами снаружи, ни убирая блоки программ внутри. Но к сути происходящего все эти возражения не имеют никакого отношения — фильм Алекса Пройаса «Я, робот» так далеко зашёл в своём пути отступлений от канона, что результат оказался ближе к лирическо-философской литературной первооснове, чем мы только могли предположить. Детектив Дел Спунер (Уилл Смит) люто ненавидит роботов вообще, на что имеет полное моральное право, которое и раскрывается перед нами в течение всего кинозрелища, а покуда его сомнениям никто не верит, роботы по всему миру ведут себя тихо, делая своё нужное дело, а сам Спунер начинает расследование разбирательства по поводу странного самоубийства создателя позитронного мозга доктора Алана Лэннинга. По сути фильм — типичный детектив с элементами фантастического боевика, несколькими подозреваемыми, странными совпадениями, подсказками, оставленными покойным. Тут вам неожиданные повороты взаимоотношений героев, а также пара второстепенных персонажей, с которыми детектив будет вести задушевные беседы. Но вообще видны и всяческие шаги сценаристов увести фильм от стандартного линейного развития по канонам блокбестеростроения от первого трупа к финальной битве, которая закончится героическим спасением всего и вся от вселенской катастрофы. И часто ходы эти действительно становятся неожиданными — особенно всех удивит непосредственно очаровашка Уилл Смит, когда начнёт на равных вдарять роботам по позитронным мозгам от всей своей непростой американской души. К слову, специалист по юмористической фантастике на этот раз вполне серьёзен и его персонаж прилично смотрится не только на фоне людей-пауков, над которыми потешаются все, кому не лень, но и на фоне персонажей самого Азимова. Так держать, а то хохмы-хохмами, а для полноценной карьеры Уиллу Смиту и правда не хватало ролей посерьёзнее. Впрочем, редкая нынче неюмористичность фантастики и даже в некотором смысле установка на то, что «всё так и будет», тоже в точности соответствующая Азимову, не мешает авторам фильма устраивать положенные для огромных бюджетов полевые аттракционы в стиле — что, все — на меня?! Роботы выскакивают из своих передвижных хранилищ как черти из табакерки, косят красным глазом, норовят оттяпать лишнюю конечность и вообще совершить какой-нибудь акт геноцида. В чём, в конечном счёте, и преуспевают. Не в отношении детектива Спунера, конечно. Смотреть на это представление можно с критической точки зрения («не так всё было»), и тогда получить удовольствие будет затруднительно, а можно — не пытаясь строить из себя библиофила и ревнителя, и тогда можно увидеть замечательно бодрую, на уровне с лучшими представителями жанра, картинку с экшном, спецэффектом в массе и безупречно порхающей по виртуальной площадке камерой. Новозеландские товарищи ПиДжея из Weta Digital постарались на славу. Все эти побеги из разрушающегося под ударами стальных челюстей дома, стрит-рэйсинг с автоматными очередями и крошащимися под колёсами чудо-роботами, прыжки по лесенкам без перил на вершине небоскрёба в финале — радуют глаз и подтверждают, что деньги на билет были потрачены не зря. Единственно — фильму чуть-чуть не хватает звукового урагана в исполнении таких мастеров как Дон Дэвис и Джуно Реактор, написавших великий саундтрек к прошлогодним «Матрицам». Композитор Марко Бельтрами на их фоне теряется, хотя и выдаёт на-гора продукт, достойно сопровождающий картинку, но самоценности, увы, не имеющий. Вспомнить хотя бы его творение — звук к третьему «Терминатору», так, на троечку работа. За «Робота» он взялся с более крепким багажом, но чего-то всё равно не хватает. Ну и, конечно же, сами роботы. Невероятно симпатичные, очень эмоциональные их модели, особо развернувшиеся в виде робота Санни, одного из главных персонажей повествования, вот уж где отдыхала моя душа ценителя спецэффекту. Красные и синие огоньки, общий окружающий дизайн, точно выписанный колорит картинки — всё это работает на одно — роботы, ну словно настоящие. С присвистом в движениях, с эмоциями на гелевых полупрозрачных физиономиях, агрессивные и добрые в одном лице. Наука побеждать зрительские сердца в виртуальной голливудской робототехнике покуда нашла свою вершину. А как хороши продемонстрированные в сотне ракурсов патентованного слоу-мо мордобития класса робот-робот! Терминатор с его заунывными битиями друг дружку головой о сантехнику нервно курит в сторонке. Столь бодрые виртуальные баталии мы видели только человек на человека, да и то по пальцам пересчитать достойные примеры, а тут — прыжки по стенам, могучие удары навылет железными кулачищами о стальной пол, и всё заверте. Учитесь, господа блокбастеростроители, вот как надо снимать! Если бы не некоторый налёт комиксовости (глава корпорации, который лично разговаривает с каким-то посторонним копом и терпит выходки последнего, тётенька-психиатр, которая знает всё-всё, только почему-то не знает вообще ничего ценного, хотя водит детектива куда тому заблагорассудится, хоть к директору в кабинет, хоть в тайную лабораторию), кино вышло бы вполне серьёзным робопанком, а так, всё-таки приходится считать его фантастическим боевиком с элементами детектива. Ну почему сценаристы не могут быть хоть чуточку последовательными в своих измышлениях — без отрубаний света на улицах, без мелодраматических небоскрёбов с «большим мозгом» посередине, до которого нужно добраться за шесть минут? Хотя, в общем, фильм и от сюжетных натяжек и передёргиваний почти не страдает — так, царапнет по краю сознания, а на фоне громады спецэффектов сюжет течёт быстро и почти не заедая, тем более не давая натруженным мозгам американского тинейджера (рейтинг фильма в финале очерчен границей в 13 лет) слишком перенапрягаться. Ну так мы ж и не на экранизацию Кафки шли, а на развесёлое кино о роботах, которые хотели всех обороть, но передумали. А потому фильм — сугубо правильный, бодрый, энергичный, красивый до невозможности, при этом не лишённый ни толики той эмоции, что порождает в читателе творчество Айзека Азимова, и в заметной мере новаторский, без чего нынче не заработаешь заветное место в рейтинге сборов мирового проката. До встречи в кино!
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2004/08/08/i_robot.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме:
Рецензии в рубрике "ФАНТАСТИКА"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|