Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

Последний самурай:

Последний самурай: Последний самурай. Япония, которую они потеряли

Роман КОРНЕЕВ, 8 февраля 2004
 
Поставьте фильму оценку!

«Последний самурай» (Last Samurai), 2003
Режиссёр: Эдвард Цвик
Сценарий: Джон Логан, Эдвард Цвик
Продюсер: Том Круз, Эдвард Цвик
Композитор: Ханс Циммер
Оператор: Джон Толл
Монтаж: Стивен Розенблюм
Дизайн костюмов: Нжила Диксон
Макияж: Дженифер Барронс
Координатор спецэффектов: Ромуло Адриано мл.
В ролях: Кен Ватанабе, Том Круз, Билли Коннолли, Масато Харада, Шичиносуке Накамура, Того Игава, Шин Коямада

Право, когда вижу на афишах очередной анонс фильма в жанре исторической драмы, всегда удивляюсь собственным мыслям. Знаю же, что ожидать от творения голливудских мастеров исторического правдоподобия не приходится — тут уж либо зрелищность и динамизм, либо сермяжная правда. Что из них предпочтительней — неизвестно, потому что как раз правдоподобие и массовость батальных сцен — занятие дорогое, его окупать нужно, да. Потому — сделаем для себя правильный вывод, натяжки и недоделки тут неизбежны, и избавиться хотя бы от преследующей многих откровенной лажи на подобном поприще способны либо крепкие продюсерские таланты, либо гениальные режиссёры. Назвать режиссёра «Последнего самурая» Эдварда Цвика гением современной кинематографии у меня рука не поднимается, но что у него не отнять — так это талант продюсера, в особенности помноженный на харизму второго участника проекта — лично Тома Круза. А посему, наслышанный о восторгах американской публики после первой недели проката (потом, кстати, поугасших), а также о достаточно благосклонной критике, я отправлялся на премьеру в приподнятом настроении, но не без предвкушения цирка шапито.

Большая часть из замечательной команды «Последнего самурая» может похвастаться значительными киноработами:
Эдвард Цвик — "Осада", "Легенды осени";
Джон Логан — "Синдбад: Легенды семи морей", "Машина времени", "Гладиатор";
Ханс Циммер — "Пираты Карибского моря", "Перл-Харбор", "Ганнибал", "Миссия невыполнима-2", "Гладиатор", "Крик-2", "Король-лев";
Стивен Розенблюм — "Четыре пера", "Перл-Харбор", "Люди-Икс", "Осада", "Храброе сердце", "Легенды осени";
Ромуло Адриано мл. — "Эквилибриум", "Красная планета", "Куда приводят мечты"

Господ нелюбителей «голливудщины» спешу огорчить — фильм вышел добротным, на уровне лучших представителей жанра, а к числу четырёх оскаровских номинаций я бы, пожалуй, взял на себя смелость добавить от себя «ещё парочку». Но, обо всём по порядку.

Не буду нагружать повествование подробным пересказом канвы сюжета, история проста и известна хотя бы из текста на обороте рекламки. Герой Тома Круза, американский военный, волею судьбы оказывается посреди сотрясающего Японию бунта самураев, пытающихся отстоять на фоне грядущих перемен старую добрую Японию. Император теряется, какой путь выбрать, и вот, наконец, современные ружья сталкиваются с латами и катанами самураев и верных им солдат. На фоне культурного конфликта борьба между прошлым и настоящим, между древней цивилизацией и «цивилизацией» пушек и станковых пулемётов переносится в сознание главного героя, который из врага самураев становится одним из них, тем самым последним самураем.

Не станет большим спойлером, если я сообщу, что весь фильм на экране будет падать снег, сиять Фудзи, цвести сакура, будет много идеально отточенной стали и рогатых самурайских доспехов. Разные версии «Японии-на-экспорт» мы уж видали, тут же дело не в картинке, и даже не в конкретных диалогах, которых в «Последнем самурае» много, чай, не «Людей-Икс» снимают. Мы знаем, что можно вытворить с самыми заумными диалогами и как самые лучшие посылки превращаются в конечном продукте законченной ересью. И даже могучие батальные сцены с рукопашными зарубами и конными атаками не спасут фильм, в котором не будет главного — ощущения правды, реальности поставленной проблематики, естественности душевных метаний героев и, вместе с тем, как ни странно это прозвучит, всё-таки фантастичности, ирреальности происходящего.

Поскольку я считаю именно этот момент основным достоинством «Последнего самурая», поспешу объяснить, что имеется в виду. Японский антураж уже давно просто оккупирован всеми видами аудиовизуального искусства, а уж фильмов на сию тему только за последний сезон вышло несколько, большого ума сообразить что там, в стране восходящего солнца, к чему, не нужно. Другое дело, что авторам, берущимся за Японию именно как Страну-Неизвестность, нужно обладать должной толикой здравого смысла, равно как тонкого чувства равновесия, чтобы не скатиться в кич, не сделать персонажей картонными, а красивые закатные пейзажи — намалёванным на заднике шаржем «хайку-стайл». Видали такого добра — окиян разливанный. Так вот, Том Круз и Эдвард Цвик со товарищи справились.

Самурай Кацумото в исполнении Кена Вантабе суров не от напыщенности, он естественен и рассуждая о поэзии, и говоря «таков путь бусидо», и восхищаясь капитаном вражеской армии, в ярости отбивающимся от четырёх наседающих врагов оброненным на землю чужим знаменем. Вокруг чужака на протяжении всего фильма разворачивается не показушный спектакль, а настоящая, хоть и чужая жизнь, она притягивает не своей непонятностью, но своей глубиной, абсолютной обусловленностью поступков, строгостью, дисциплиной и самоотречением.

И зритель в зале начинает сочувствовать герою Тома Круза в этом желании — проникнуться духом старой Японии, одеть рогатый шлем и идти в бой.

Честное слово, давно не видел фильм, столь точно ложащийся в душу, ни одной натянутой сцены, ни одного предательского чувства неловкости за режиссёра. Песни, мечи, кони, диалоги, дети, старики, воины и крестьяне, они движутся мимо тебя длинной чередой под грозную музыку, уходя, чтобы не возвратиться более никогда. Разве — в памяти народа, который век назад и правда выбрал путь западного мира, но который остался искренне верен своему прошлому, которым можно только гордиться. И молодой Император дарит меч Кацумото американцу, потому что видит — тот принял от своего бывшего врага куда большее, нежели культуру древнего народа, он научился у него чести самурая.

Один из персонажей, замечу, мне живо напоминает Леголаса по версии Питера Джексона, тоже лучник, будете смотреть, обратите внимание!

Постановка проблематики — великолепна, что и говорить, и визуальное решение — тоже не подкачало, органично впитав в себя и каменные лица персонажей, и их же — в уместных случаях — улыбки, и батальные сцены, и просто тишину.

Кстати, последние два пункта ой как коробили меня на «Властелине» Питера Джексона, ПиДжею бы вот так научиться показывать крики и ярость грандиозной битвы, когда камера оказывается один на один со сражающимися, когда персонажи умеют не только сурово побеждать, они и погибать умеют с такой восхитительной честью, что хочется аплодировать стоя. И пулемёты против такого героизма кажутся жутким варварством, чётко демонстрируя — где на экране культура, а где — дикость.

Между прочим, в этом ещё одно достоинство «Последнего самурая». В отличие от «Гладиатора», сценарий к которому тоже писал Джон Логан, тут мы видим не противостояние героя и героя, а культурологический конфликт, противостояние целых цивилизаций под грохот барабанов. Композитор Ханс Циммер расстарался вовсю, на мой взгляд совершив невозможное — выдержав планку своего же продукта, написанного для «Гладиатора». Конечно, в «Самурае» не оказалось места речитативам, но грозная поступь воинов по рождению была сформулирована так мощно, что я бы поспешил назвать саундтрек к фильму «Последний Самурай» одним из лучших творений этого жанра за последний год. Очень удивлён отсутствием его в номинациях на «Оскар», большая половина номинационного списка обсуждаемому фильму и в подмётки не годится. Обязательно разыщу саундтрек в продаже, закуплю до коллекции.

Под занавес хочу похвалить собственно актёрский талант Тома Круза. Он уже так привычно примелькался своими густыми бровями в разного рода ширпотребе со спецэффектами, что я уж было разочаровался. «Последний самурай», безусловно, его достижение не только как продюсера, но и как актёра. Не обращаясь к его мастерству кендо, хочется отметить именно живость получившегося персонажа, его характер, тонкое целомудрие романтической линии фильма, его разговоры за столом и даже невероятно редкая нынче в Голливуде интонация глубокого разочарования в Великой Американской Культуре — о, это всё стоит дорогого, правда.

Даже нашим братьям меньшим, любящим поржать и пожрать на серьёзной фильме, в данном случае доведётся остаться с носом, право, нужно вовсе не иметь мозгов, чтобы портить окружающим качественное зрелище, изыскивая на столь неблагодатной почве источник для своего дебильного юмора.

Остальным же замечу — если вы хотите неплохо провести время перед киноэкраном, даже если вы не интересуетесь Японией и её культурой, а просто хотите без изысков посмотреть на хорошо поставленные бои на мечах — фильм для вас. А уж если вы — тонкий ценитель кино вообще и восточной культуры в частности, милости прошу в зал, благо прокат у «Последнего самурая» достаточно широк. Тем более что и перевод на этот раз — выше всех похвал, японского с рязанским акцентом мы не услышим.

Ходите в кино!


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Оценка фильма: а также рецензии: результаты 
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Ссылки по теме: «ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ»
28 дней спустя: 28 дней спустя. Онтология катастрофы


«28 дней спустя»:
28 дней спустя. Онтология катастрофы

Роман КОРНЕЕВ

Планы пустого, вымершего Лондона сменяются интернациональными супермаркетами, дурная кровища, что хлещет из нашего брата-мутанта как пиво из бочки под жуткие крики «долби-дижитала», сменяются тягучей тишиной со скрипами и стонами. Нас тут не пытаются напугать, персонажи не совершают безумных и бессмысленных квестов со смертельным исходом, их просто несёт по пустой и страшной Англии навстречу радиоголосам. И всё это — под звуки привычно сочного, прячущегося за каждой дверью саундтрека


Премьеры февраля


Премьеры февраля

Елена ПРАВДА

Пару слов о премьерах, которые пусть и прошли в тени марширующего по кинотеатрам «Возвращения Короля», но всё-таки достойны упоминания: обзор премьер российского кинопроката, которые нас ждут в феврале


Готика: Практика судебной психиатрии


«Готика»:
Практика судебной психиатрии

Роман КОРНЕЕВ

Над героиней висит обвинение в зверском убийстве своего мужа топором, а также разные голоса и призраки. Причем последние обладают неслабой активностью, побивая бывшую докторшу головой о стены и совершая другие противоправные действия. Начинаются подозрения, дружба с бывшей подопечной, разные знаки и попытки их расшифровки, в общем невероятно активные для одиночной палаты следственные действия приводят сначала к побегу из «психушки», а затем и к разъяснению всех «многочисленных человеческих жертв»

Отзывы: [2]


Объявлены номинации премии «Оскар»


Объявлены номинации премии «Оскар»

Елена ПРАВДА

Стали известны номинанты на "Оскар". Это произошло в 16:30 мск на пресс-конференции в Американской академии киноискусства, присуждающей знаменитые золотые статуэтки. В этом году президенту академии Фрэнку Пирсону помогала актриса Сигурни Уивер. Пирсон и Уивер огласили имена номинантов в десяти главных категориях, по пять номинантов в каждой категории. Всего таких категорий 24. Имена остальных номинантов были представлены журналистам в письменной форме


Разбирая «Возвращение Короля»


Разбирая «Возвращение Короля»

Роман КОРНЕЕВ

Хотя, ведь и правда — Питер Джексон с присущей ему элегантностью умудряется в одной сцене совмещать самые сильные и самые слабые моменты «Возвращения Короля». Назгул, атакующий Минас-Тирит подобно штурмовику второй мировой — сильно, на грани истерики. Тот же назгул, тривиально порхающий над крепостью с целью посбрасывать парочку её защитников со стен — глупо. Но вот воздушный бой орлов с назгулами — просто шедевр без малейшей степени натяжки

Отзывы: [32]


Береговая охрана: Пограничники. В прямом и переносном смысле


Береговая охрана:
Пограничники. В прямом и переносном смысле

Денис ВИКСНЕ

Питер Гринуэй как-то сказал, что сейчас стоит снимать кино только о сексе и насилии, тем самым просто и ясно изложив свою концепцию киноискусства. Моралисты всех мастей могут сколь угодно долго рассуждать о том, что и того, и другого на экранах хватает, однако самые разные режиссеры во всех концах мира будут продолжать проливать реки искусственной крови и направлять камеру на страстно совокупляющиеся тела





"Дом Летающих Кинжалов"



5 апреля, вторник

Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее

14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее

2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее

1 марта, вторник

С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино...

источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее

26 февраля, суббота



25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.

 



ежедневно
раз в неделю
      


Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре
На DVD или Blu-Ray
По телевизору
Через спутник в HD
С торрентов
В социальных сетях
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV
результаты
Как вы предпочитаете смотреть кино?
В кинотеатре 39%
На DVD или Blu-Ray 9.2%
По телевизору 4.4%
Через спутник в HD 2.2%
С торрентов 33%
В социальных сетях 3.6%
В интернет-кинотеатрах и через SmartTV 8.6%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама